В избранное
Морская лоция
Цена по запросу

Морская лоция

2 человека интересовались этим товаром
ID:
38730184
Морская лоция 38730184
Бесплатная доставка
Язык:
Не выбрана характеристика
Обложка:
Не выбрана характеристика
Издательство:
Не выбрана характеристика
О товаре
Бренд:
ЁЁ Медиа
Год публикации:
2012
Число страниц:
394
Автор:
Г. Г. Ермолаев
Все характеристики
Цена по запросу
В наличии
Доставка
Самовывоз
Мин: 1 шт.
Купить
В избранное
Чат с продавцом
Защита покупателя
Безопасная оплата
Проверенный поставщик
20 дней на возврат
Характеристики
Основные:
Бренд:
ЁЁ Медиа
Год публикации:
2012
Число страниц:
394
Автор:
Г. Г. Ермолаев
Высота:
28
Ширина:
21
Толщина:
2
Вес:
1052
Язык:
Русский
Обложка:
мягкая обложка
Издательство:
ЁЁ Медиа
Описание
Эта книга — репринт оригинального издания (издательство "Транспорт", 1982 год), созданный на основе электронной копии высокого разрешения, которую очистили и обработали вручную, сохранив структуру и орфографию оригинального издания. Редкие, забытые и малоизвестные книги, изданные с петровских времен до наших дней, вновь доступны в виде печатных книг.
Ермолаев Г.Г. Морская лоция: Учебник для вузов морского транспорта / 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Транспорт, 1982. — 392 с.В книге изложены вопросы, относящиеся к выбору пути морского судна и навигационному обеспечению судовождения; дано описание морских опасностей и средств навигационного оборудования морских путей, особое внимание уделено судовой коллекции морских карт, руководств и пособий для плавания, поддержанию их на уровне современности и методике использования при выборе пути судна. Значительное место занимает анализ роли морской лоции при различных условиях плавания (в открытом море, вблизи берегов, в узкостях, при различных условиях погоды и состояния моря, в морях с приливами и в ледовых условиях). Подробно рассмотрена проблема выбора оптимального пути в прибрежном плавании и в открытом море; особое место отведено вопросу обеспечения безопасности мореплавания.Книга предназначена в качестве учебника для учащихся судоводительской специальности высших и средних морских учебных заведений, может быть использована также судоводителями-практиками и работниками смежных с судовождением специальностей.
Ваша покупка всегда защищена
  • Гарантированная доставка
    или возврат денег
  • Деньги переводятся продавцу
    только после получения товара
  • Возврат в течение 20-ти дней
Как работает защищённая покупка
Оплата
Оплата картой
Оплата банковской картой в момент заказа на SKYBUY
Наличными курьеру
Оплата курьеру транспортной компании при получении заказа
Мы принимаем к оплате:
Доставка
Транспортными компаниями
Силами поставщика
Пункты самовывоза(1)
Россия, Москва, Территория инновационного центра Сколково, Нобеля, д.1
Профсоюзная ул., д. 128, к. 3
Цандера ул., д. 1, стр. 1
Мира пр-кт, д. 211, к. 1
Отрадная ул., д. 16
Академика Волгина ул., д. 8А
Александры Монаховой ул., д. 21, стр. 1
Ангарская ул., д. 26, к. 1
Молодежная ул., д. 6
Климашкина ул., д. 1
Молодежная ул., д. 70
Земляной вал ул., д. 2
Большая Марфинская ул., д. 4, к. 4
Вильнюсская ул., д. 8, к. 2
Пятницкое ш. (Митино), д. 39
Зубовский б-р, д. 17, стр. 1
Филевский б-р, д. 39
поселение Сосенское, Скандинавский б-р, д. 4, к. 2
Бартеневская ул., д. 59
Кронштадтский б-р, д. 3А
Городская ул., вл. 6
Каширское шоссе, д. 25Б
Скаковая ул., д. 17, стр. 1
Шоссейная ул., д. 1/2, стр. 4
Седова ул., д. 5, к.1
Лазо ул., д. 8
Кантемировская ул., д. 3, к. 3
Клязьминская ул., д. 9, стр. 3
Преображенская пл., д. 8
Красносельская В. ул., д. 3 А
Веневская ул., д. 6
Адмирала Ушакова б-р, д. 5
Кастанаевская ул., д. 45, к. 2
Пырьева ул., д. 20
Летчика Грицевца ул., д. 10
Вернадского пр-кт, д. 18
Комсомольский пр-кт, д. 5/2
Солдатский пер., д. 10
Маршала Жукова пр-кт, д. 48, к. 1
Коровинское шоссе, д. 26/2
Хорошевское шоссе, д. 90
Чапаевский переулок, д.12, оф. 1
Гарибальди ул., д. 23
Митинская ул., д. 40
Победы пр-кт, д. 11, к. 2
Отрадная ул., д. 16
9-я Парковая ул., д. 62
Чонгарский б-р, д. 21
Череповецкая ул., д. 4 А
Семеновская М. ул., д. 30, стр. 6
Измайловский б., д. 43, офис 220
Теплый стан ул., вл. 27, стр. 1
Профсоюзная ул., д. 12
Останкинская 1-я ул., д. 55
Вернадского пр-кт, д. 29
Театральная аллея, д. 3, стр. 1
Новая ул., д. 9
к. 435 А.
Лобненская ул., д. 4 А
Академика Опарина ул., д. 4, к. 1
Солнечная ул., д. 3
Снежная ул., д. 16, к. 6
Маршала Малиновского ул., д. 8
Волоколамское шоссе, д. 15/22
Семеновская пл., д. 7 к. 17А
Профсоюзная ул., д. 58, к. 4
Комсомольская пл., д. 6
Старопетровский пр., д. 1, стр. 2
Константинова ул., д.16
Щербаковская ул., д. 8
Звенигородское ш., д. 4
Свободы ул., д. 32
Александры Монаховой ул., д. 88, к. 1
Багратионовский пр., д. 7, к. 1
Варшавское ш., д. 26 стр.6
Железнодорожная ул., д. 44
11 мкр., к. 1104
Барклая ул., д. 16, к. 1
Локомотивный проезд, д. 4
Петровско-Разумовский проезд., д. 2
Двинцев ул., 12 к. 1 Б
Космонавтов ул., д. 12
Шарикоподшипниковская ул., д. 11, стр. 5
Комсомольский пр-кт, д. 17, к. 1
Окская ул., д. 8, к. 2
Некрасова ул., д. 10
Локомотивный проезд, д. 29
Куликовская ул., д. 6
Каховка ул., д. 19, стр. 1
Ленинградский пр-кт., д. 2
Теплый стан ул., д. 10
Днепропетровская ул., д. 2
Пролетарский пр-кт, д. 30
Адмирала Лазарева ул., д. 62
7 Кожуховская ул., д. 9
Азовская ул., д. 24, к. 3
Дмитровское ш. (Москва), д. 98
Холодильный пер., д. 3, пом. 37А
Михалковская ул., д. 20
Снежная ул., д. 16, к.1
Икеа мкр., к. 2
Снежная ул., д. 19
Обручева ул., д. 11
Маршала Жукова пр-кт, д. 74, к. 3
3 Парковая ул., д. 41А, стр. 13
2-й Кабельный проезд, д. 1, офис 4
Покрышкина ул., д. 8, к. 3
Покрышкина ул., д. 5
Сиреневый б-р, д. 7
Вернадского пр-кт, д. 39А
Просторная ул., д. 8
Вернадского пр-кт, д. 105
Фрунзенская наб., д.30, стр. 2
Профсоюзная ул., влад. 118
Дмитрия Донского б-р, д. 8, к. 1
Шоссейная ул., д. 11
Матвеевская ул., д. 20, к. 3
Туристская ул., д. 17
26 Бакинских комиссаров ул., д. 12, к. 2
Заводская ул., д. 1Б
Чертановская ул., д. 7А
Краснопрудная ул., д. 15
Митинская ул., д. 39
Кировоградская ул., д. 9 к. 1
Доброслободская ул., д. 21
Большая Серпуховская ул., д. 44
Кировоградская ул., д. 9, к. 1
Адмирала Руднева ул., д. 2
Пролетарский пр-кт, д. 14/49, к. 3
Молостовых ул., д. 1Д
Скобелевская ул., д. 1, к. 1
4-ая Магистральная ул., д. 5, стр. 1
Криворожская ул., д. 29, к. 2
Академика Миллионщикова ул., д. 13, к. 1
Центральная ул., д. 8Б
Игарский проезд, д. 11
Сиреневый б-р, д. 1, к. 5
Рудневка ул., д. 5
Русанова проезд, д. 17
Филевский б-р, д. 10
Щелковское шоссе, д. 26 Б
Кронштадский б-р, д. 47
Авиаторов ул., д. 18
Овчинниковский Б. пер., д. 16
Огородный проезд, д. 10
Чечерский проезд, д. 51
дер. Картмазово , д. 7
Ивана Сусанина ул., д. 4 к. 1
Солнечногорская ул., д. 7, к. 1
Костякова ул., д. 15
Бунинская аллея, д. 7
Донелайтиса проезд, д. 23
к. 706
Озерная ул., д. 29
Очаковское шоссе, д. 23
Расковой ул., д. 26/29
Дмитриевского ул., д. 21
Старокачаловская ул., д. 5
Люблинская ул., д. 4, к. 1А
Рязанский пр-кт, д. 28, стр. 1
Девичьего Поля проезд, д. 2
Бескудниковский б-р, д. 15, к. 1
Открытое шоссе, д. 2, к. 12
Малая Ботаническая ул., д. 24 A, стр. 1
Профсоюзная ул., д. 109 пав. 010
Сокольническая пл., д. 4 А
1 мкр., д. 22Б
Остафьевская ул., д. 4
Люблинская ул., д. 27/2
Солнечногорская ул., д. 23, стр. 1
Свободный пр-кт, д. 20 а
Федосьино ул., д. 10
Киевское шоссе, дв4, стр.2, к. А
3-я Парковая ул., вл. 24
Комсомольская пл., д. 6
Волгоградский просп., д. 32, к. 1
1-ая Вольская ул., д. 1
Открытое шоссе, д. 17, стр. 13
Рублевское шоссе, д. 91, к. 1
Таганская ул., д. 1, стр. 1
Ярцевская ул., д. 25 А
Веневская ул., д. 4
Керченская ул., д. 1Б
Мытная ул., д. 48
Литовский б., д. 22
Бабушкина Летчика ул., д. 7
Зои и Александра Космодемьянских ул., д. 11/15, стр. 1А
Москворечье ул., д. 14
Саморы Машела ул., ,д. 2А
Василисы Кожиной ул., д. 10
Михалковская ул., д. 4
Рогожский поселок ул., д. 5
Профсоюзная ул., д. 140
Зеленодольская ул., д. 30
Большая Филевская ул., д. 3
Гурьянова ул., д. 2а
Юрловский проезд, д. 13
Бачуринская ул., д. 17
Седова ул., д. 13А
Нагатинская ул, д. 13, к. 1
Селигерская ул., д. 18, к.3
Большая Филевская ул., д. 41, к. 1
Мира пр-кт, д. 11
Тепличная ул., д. 7Б
Вильнюсская ул., д. 1
50 лет Октября ул., д. 11
Главмосстроя ул., д. 5
Олимпийская деревня ул., д.4, к. 2, офис 21
Якорная ул., д. 7
к.617А
Николо Хованская ул.. д. 28
Пятницкое шоссе, д. 14
Зеленая горка ул., д. 1А
Зеленодольская ул., д. 10/14
Лихоборские Бугры ул., д. 6
Свободный пр-кт, д. 21/2, стр. 1
Энтузиастов шоссе, д. 80, к. 1
Верещагина пл., д. 1
к. 1109
Нововатутинский пр-кт, д. 10
Летчика Ульянина ул., д. 5
Мастеркова ул., д. 6
Алтуфьевское шоссе, д. 24, к. 1
Миклухо-Маклая ул., д. 18, к. 3
Чертановская ул., д. 32, стр. 1
Маршала Рокоссовского б-р, д. 31
Кржижановского ул., д. 27
Красная Пресня ул., д. 23, стр. 1А
Острякова ул., д. 5
Николо-Хованская ул., д. 28, стр. 5
Соболевский проезд, д. 22, стр. 1
7 Парковая ул., д. 15, к. 2
Тараса Шевченко наб., д. 23 А
Рязанский пр-кт., д. 2, к. 2
Открытое ш., д. 9
Новоясеневский пр-кт, д. 1
Тульская Б. ул., д. 13
Головинское шоссе, д. 5, к.1
Адмирала Лазарева ул., д. 2
Театральный проезд, д. 5, стр 1
Сходненская ул., д. 25
Народная ул., д. 4
1 Квесисская ул., д. 18
Лучников пер., д. 4, стр. 2, офис 16
Декабристов ул., 15Б
Профсоюзная ул., д. 102
Инициативная ул., д. 11
Поляны ул., д. 8
Волгоградский пр-кт, д. 42, к. 23
Коломенская ул., д. 23, к. 2
Учинская ул., д. 1
Дмитровское шоссе, д. 122Г, к.1, подъезд 6
Золоторожский Вал ул., д. 42
Ломоносовский пр-кт, д. 23
Яблочкова ул., д. 21А
Старокачаловская ул., д. 1Б
Сущевский Вал ул., д. 46
Дмитровское шоссе, д. 107А
Рабочий поселок Киевский, д. 18 Б
Миклухо-Маклая ул., д. 36А
Профсоюзная ул., д. 126, к. 3
Ухтомского Ополчения ул., д. 1
Академика Анохина ул., д. 2, к. 1 Б
Маршала Жукова пр-кт, д. 27
Перовская ул., д. 61 А
Маршала Жукова пр-кт, д. 1, стр. 1
Дмитровское шоссе, д. 74
Митинская ул., д. 36
Дмитрия Донского б-р, д. 1
Золоторожский Вал ул., д. 38, стр. 1
Профсоюзная ул., д. 3, офис 117
Маросейка ул., д. 8
Старокачаловская ул., д. 5А
Чонгарский б-р, д. 10, к. 1
Тимирязевская ул., д. 11, к. 1
Бутлерова ул., д. 24
Псковская ул., д.5
Дегунинская ул., д. 10, стр. 2
Вавилова ул., д. 66
Шолохова ул., д. 18
Ангарская ул., д. 17
Южнобутовская ул., д. 81
Днепропетровская ул., д. 3, к. 1
Профсоюзная ул., д. 109, пав. 255
8 Марта ул., д. 9
Семеновская Б. ул., д. 16
Малый Конюшковский пер., д. 2
к. 1215
Куликовская ул., д. 9
Тишинская пл., д. 1
Маршала Бирюзова ул., д. 32
Профсоюзная ул., д. 104
Профсоюзная ул., д. 19
Рождественка ул., д. 6/9/20
Рудневка ул.(Кожухово), д. 19
Адмирала Макарова ул., д. 6, стр. 13
Барклая ул., вл. 10
1-й Микрорайон, д. 36А
3-я Гражданская ул., д. 17
Стасовой ул., д.10А
Южнобутовская ул., д. 58
Академика Анохина ул., д. 6, к. 1
Ивовая ул., д. 6, стр. 2
Оружейный пер., д. 41
Тимирязевская ул., д. 2/3
Рязанский пр-кт, д. 12
9-я Северная Линия ул., д. 3А
Русаковская ул., д. 28 с.1Б
Ленинский пр-кт, д. 101
Ленинский пр-кт, д. 148
Алтуфьевское шоссе, д. 8
Академическая пл., д. 3
Яблочкова ул., д. 21 А
1 Карачаровская ул., д. 8, стр. 1
Полтавская ул., д. 35
Бескудниковский б-р, д. 6, к. 4
Льва Толстого ул., д. 16
Балаклавский пр-кт, д. 48, к. 1
Шолохова ул., д. 4
Льва Толстого ул., д. 23, к. 1
Нагатинская ул., д. 16
Краснобогатырская ул., д. 9
Свободы ул., д. 29
Раменки ул., д. 16
Дмитриевского ул., д. 10
Малая Сухаревская пл., д. 12
Маршала Тухачевского ул., д. 55
Клязьминская ул., д. 9 к. 2
Южнобутовская ул., д. 117
Расковой ул., д. 14
Кантемировская ул., д. 5, к. 5
Криворожская ул., д. 1
Солнечная ул., д. 3А, стр. 1
поселение Мосрентген, д. 31
Волжский б-р, д. 7
Новоясеневский пр-кт, д. 2А, стр. 1
Сущевский Вал ул., д. 5/20, пав. Т-1
Балаклавский пр-кт, д. 5
Юности ул., д. 9
Мира пр-кт, д. 92, стр. 1
Городская ул., д. 24
Большая Октябрьская ул., д. 9
Дмитровское шоссе, д. 73, стр. 1
Мичуринский пр-кт, д. 21, стр. 6
Пятницкий пер., д. 2
Ленинградское шоссе, д. 25
Хабарова ул., д. 2
Новостроевская ул., д. 6
Кантемировская ул., д. 18, к. 5, стр. 2
Вернадского пр-кт, д. 51, стр. 1
Шаболовка ул., д. 10, к.1
Туристская ул., д. 13, к. 2
Маленковская ул., д. 30
Лобачевского ул., д.98, к.1
Свободный пр-кт, д. 33
Завода Серп и Молот проезд, д.10
Рублевское шоссе, д. 52А
Пролетарский пр-т, д. 20, к. 2
3-й Павелецкий проед, д. 4
Абрамцевская ул., д. 9
Дмитровское ш. (Москва), д. 89
Новорязанская ул., д. 26, стр. 1
Алабяна ул., д. 10, к. 1
Кожевническая ул., д. 7, стр. 1
Озерная ул., д. 42
Автозаводская ул., д. 23, с. 931, к. 2
Солнцевский пр-кт, д. 5
Лухмановская ул., д. 6
Профсоюзная ул., д. 64/66
Измайловский б., 43
Зои и Александра Космодемьянских ул., д. 4, к. 1
Гурьянова ул., д. 55А
1 мкр., д. 35
2-й Донской проезд, д. 10
Зеленый пр-кт, д. 3А, стр. 1
Богданова ул., д. 10
Трофимова ул., д. 36, к.1
Святоозерская ул., д. 2
Солнечная аллея, к. 900
Производственная ул., д. 12, к. 2
9-я Парковая ул., д. 59, к. 3
Новокузнецкая ул., д. 13, стр. 1
Новикова-Прибоя наб., д. 6, к. 4
Ратная ул., д. 8А
2-я Владимирская ул., д. 19
Варшавское шоссе, д. 39, офис 421
Нагатинская ул., д. 34
Никитинская ул., д. 17, к. 1
Вильнюсская ул., д. 5
Архитектора Власова ул., д. 43
Амундсена ул., д. 1, к. 1
Кронштадтский б-р, д. 30Б
Пятницкое шоссе, д. 29
Ангарская ул., д. 67
Балаклавский пр-кт, д. 16А
Краснопрудная ул., д. 13
Хромова ул., д. 7/1, к.1
Чонгарский б-р, л. 16, к. 1
Мира пр-кт, д. 188Б, к. 2
Веерная ул., д. 22, к. 2
Профсоюзная ул., д. 118, к. 1
50 лет Октября ул., д. 7
Адмирала Ушакова б-р, д. 11
Якушкина проезд, д. 10
Маршала Жукова пр-кт, д. 27
Кронштадский б-р, д. 15, к. 1
Радужная ул., д. 16, стр. 2
Киевское шоссе, 22-й км, д. 6, стр. 1
к. 607
Мичуринский просп., вл. 27
Азовская ул., д. 25, к. 1
1-я Аэропортовская ул., д. 6
Берзарина ул., д. 23, к. 2
Шоссейная ул., д. 33
Судостроительная ул., д. 39
Профсоюзная ул., д. 98, к. 1
СНТ Зеленая Зона, д. 97
мкр. В, д. 42
Боровское шоссе, д. 6
Андропова пр-кт, д. 22
Минская ул., д. 14А
Милашенкова ул., д. 8
Большая Дорогомиловская ул., д. 8
Северное Чертаново мкр., 1А, к. 1
Столярный пер., д. 3, к. 6
Рождественская ул., д. 31
Васильевская ул., д. 7
Бауманская ул., д. 58
Просторная ул., д. 11
Боровское шоссе, 28-й км, вл. 2, стр. 1
Софьи Ковалевской ул., д. 1
Новочеремушкинская ул., д. 58
Бескудниковский б-р, д. 40, к. 1
Семеновская пл., д. 7
Гончарова ул., д. 15
Литовский б-р, д. 48
Знаменские садки ул., д. 5
Нагатинский б-р, д. 6А
Егерская ул., д. 1
Зеленый пр-кт, д. 24, офис 33
Нагорный б-р, д. 4, к. 1
Микрорайон В ул., д. 57
Магнитогорская ул., д. 2
Касаткина ул., д. 8
Академика Варги ул., д. 36
Старобитцевская ул.,д. 15, к. 3
Дзержинского ул., д. 2А
Асеева ул., д. 3
2-я Синичкина ул., д. 9А, стр. 3
Родники ул., д. 8
Солнцевский пр-кт, д. 5
Открытое шоссе, вл. 9
Александры Монаховой ул., д.94, к.2
Академика Королева ул., д. 13 стр. 1
Кантемировская ул., д. 17, к. 1
Паустовского ул., д. 6, корп. 1
Варшавское ш., д. 97
Болотниковская ул., д. 11, к.1
Профсоюзная ул., д. 118
Генерала Тюленева ул., д. 25, к.1
Маршала Бирюзова ул., д. 32
Рудневка ул., д. 19
Волгоградский пр-кт, д. 1, стр.1
2-й Стрелецкий проезд, д. 10
Дмитровское ш, д. 45, к. 2
Русаковская ул., д. 28
Новотушинский проезд, д. 8, к. 1
Дмитрия Донского б-р, д. 9, к. 1
Академика Анохина ул., д. 26, к. 5
Новочеремушкинская ул., д. 10, стр. 1
Красноказарменная ул., д. 23
Александры Монаховой ул., д. 88, к. 1
Профсоюзная ул., д. 102А
Сиреневый б-р, д. 7
Федора Полетаева ул., д. 11, вл. 1
Чонгарский б-р, д. 7
Раменки ул., д. 3
Красная Пресня ул., д. 28, стр. 2
Снежная ул., д. 27
д. Яковлевское,вл. 122, стр. 1
Соболевский проезд, д. 22, стр. 1
Боровая ул., д. 16
6-я Кожуховская ул., д. 15
д. 18Б
Ивана Сусанина ул., д. 4, к. 1
Рабочая ул., д. 13
Пролетарский пр-кт, д. 14/49, к. 3
Нагатинский б-р, д. 6А
Адмирала Лазарева ул., д. 24
Зеленый пр-кт, д. 83, стр. 2
Старо-Петровско-Разумовский проезд, д. 1/23, стр. 2
Кржижановского ул., д. 31, стр. 3
Ленинский пр-кт, д. 54
Озерная ул., д. 35
Андропова пр-кт, д. 36
Вернадского пр-кт, д. 86 Б
Василия Петушкова ул., д. 11
Авиаконструктора Сухого ул., д. 2, к. 1
Пятницкое шоссе, д. 3
Чертаново Северное мкр, д. 1а, к. 1
Школьная ул., д. 1А
Огородный проезд ,д. 10
Шверника ул., д. 8/1, к. 1
Севанская ул., д. 15, к.1
Симферопольское шоссе, д. 5Д
Производственная ул., д. 12, к. 2
Летниковская ул., д. 10, стр. 2
Снежная ул., д. 25
Милашенкова ул., д. 4, стр. 7
Теплый стан ул., д. 10
Бутырская ул., д. 97
Пролетарский пр-кт, д. 23
Авиамоторная ул., д. 41Б
Васильцовский стан ул., д. 10, к. 1
Рязановское шоссе, д. 13
Базовая ул., д. 2
к. 406
Первомайская ул., д. 121
Рязанский пр-кт, д. 32, к. 3
1-й Стрелецкий проезд, д. 3Б
Южнобутовская ул., д. 97
Комсомольская пл., д. 2
Бескудниковский б-р, д. 12
Радужная ул., д. 2
Боровское шоссе, д. 27, пав. 26
Митинская ул., д. 39
Измайловское шоссе, д. 69Д
Академика Понтрягина ул., д. 21
Рублевское шоссе, д.52А
Дубравная ул., д. 34/29
Ленинградское шоссе, д. 52
60-летия Октября пр-кт, д. 12
Летчика Ульянина ул., д. 4
Академика Бакулева ул., д. 10
Ивантеевская ул., д. 25А
Звездный б-р, д. 40
Нижегородская ул., д. 32, стр. А
Южный квартал ул., д. 7
Чонгарский б-р, д. 6
Краснобогатырская ул., д. 79
Дмитрия Ульянова ул., д. 1
Хорошевское шоссе, д. 48
Грина ул., д. 10
к. 514, стр. 3
Варшавское ш., д. 87Б
Народного ополчения ул., д. 21 к. 1
2 Вольская ул., д.22 к.1
Митинская ул., д. 25
3-я Парковая ул., д. 4
Кировоградская ул., д. 9, к. 4
Красная сосна ул., д. 2А 
Рождественская ул., д. 33
Осенний б., д. 12
Юных Ленинцев пр-кт, д. 70, стр. 1
к. 403
Знаменские садки ул., д. 5Б
Большая Пионерская ул., д. 4
Поселение Внуковское, Андрея Тарковского б-р., д. 1
Кавказкий б-р, д. 41, к. 1
Шаболовка ул., д. 34 стр. 2
З. А. Космодемьянских ул., д. 4, к. 1 В
Новослободская ул., д. 3
Ленинградский пр-кт, д. 62
Бауманская ул., д. 32
Уральская ул., д. 1А
Линии Октябрьской железной дороги ул., д. 2, стр. 2
Тимура Фрунзе ул., д. 11, стр. 13
Клязьминская ул., д. 32
Дубнинская ул., д.15, к.1
Профсоюзная ул., д. 4А
Митинская ул., д. 51
Киевское шоссе, 23 км, д. 1
Университетский пркт, д. 23, к. 1
Малая Пироговская ул., д. 8
Ясногорская ул., д. 7А
Изюмская ул., д. 39, стр. 1
Абрамцевская ул., д. 9, к. 1
Мастеркова ул., д. 8
Вернадского пр-кт, д. 41
Москворечье ул., д. 31, к. 2
Красного Маяка ул., д. 16А
Тульская Б. ул., д. 2
Береговой проезд, д. 5А, к. 6
Комсомольский пр-кт, д. 30
Щелковское шоссе, д. 9
Открытое ш., д. 5А
Бориса Галушкина ул., д. 14, к. 1
Чертаново Северное ул., д. 4, к. 408А
Федосьино ул., д. 12
Василисы Кожиной ул., д. 1
Обручева ул., д. 45
Варшавское шоссе, д. 7, к. 1
3-й Павелецкий проезд, д. 7, к. 4
Шаболовка ул., д. 59
2-й Хорошевский пр-зд., д. 7, стр. 50
Дмитровское шоссе, д. 165Е, к. 5
Дежнева проезд, д. 23
Большая Марфинская ул., д. 4, к. 3
Покровская ул., д. 20
Малая Юшуньская ул., д. 3
Авиамоторная ул., д. 22/12
Зворыкина ул., д. 1, к. 1
Поварская ул., д. 8/1, к. 1
Ткацкая ул., д. 49
Мичуринский пр-кт, (Олимпийская деревня), д. 3, к. 1
Академика Комарова ул., д. 9
Электродная ул., д. 2, стр. 32
Симферопольский бульвар, д. 11
3-я Владимирская ул., д. 24
Ленинградский пр-кт, д. 13, стр. 1А
Каргопольская ул., д. 11, к. 1
Пятницкое шоссе, д. 8
Щербаковская ул., д. 53, к. 1
Гагарина пр-кт, д. 13
Декабристов ул., д. 27 пом. 511
Татьянин Парк ул., д. 17, к. 1
Каховка ул., д. 14, к. 3
Маршала Жукова пр-кт, д. 4
Шверника ул., д. 13, к. 1
Маршала Рокосcовского б-р, д. 30
Главмосстроя ул., д. 18
Тимирязевская ул., д. 2/3
Академическая пл., д.5
Буденного пр-кт, д.53, стр. 2
Зеленый пр-кт, д. 79А
Красного маяка ул., д. 10
Наташи Ковшовой ул., д. 8А
Новоясеневский пр-кт, д. 9
Молостовых ул., д. 3, к. А
Олимпийский пр-кт, д. 26, стр. 1
Федеративный пр-кт, д. 15, к. 1
Велозаводская ул., д. 13 стр. 1
Красного Маяка ул., д. 15А, стр. 1
Коломенская ул., д. 17
Академика Королева ул., д. 3
Челябинская ул., д. 15
Лукинская ул., д. 8
2 Владимирская ул., д. 52, к. 2
Балтийская ул., д. 4
Перовская ул., д. 66, к.1
Удальцова ул., д. 89, к. 3
Рублевское шоссе, д. 16, к. 3
9 Парковая ул., вл.61 А, стр.1
Новогиреевская ул., д. 54
Маршала Рокоссовского б-р, д. 39/22
Куликовская ул., д. 9
Знаменские садки ул., д. 7А, стр. 1
Маршала Бирюзова ул., д. 14
Трофимова ул., д. 4
Лобненская ул., д. 5
800-летия Москвы ул., д. 11, к. 6
Звенигородское шоссе, д. 4, пав. А-11
Тверской б-р, д. 20, стр. 4
Фридриха Энгельса ул., д. 23, стр. 4
Новодмитровская Б. ул., д. 36/9
Яна Райниса б-р, д. 14, к. 1
Мастеркова ул., д. 6
Ярославская ул., д. 21
Тверская ул., д. 9
Дмитрия Донского б-р, д. 16
Центральный пр-кт, к. 438
микрорайон Северное Чертаново, к. 208
Андропова пр-кт., д. 38
Пролетарский пр-кт, д. 25
Крылатская ул., д. 33, к. 3
Часовая ул., д. 13
Затонная ул., д. 11, к. 2А
Ленинградское шоссе, д. 8, к. 2
Ходынский б-р, д. 4
3 Институтская ул., д. 12
Матвеевская ул., д. 2
Вернадского пр-кт, д. 105
Рязанский пр-кт, д. 24, к. 2
Бакунинская ул., д. 69, стр. 1
Смольная ул., д. 7
Хачатуряна ул., д. 7
Кастанаевская ул, д. 42, к. 2
Боровское шоссе, д. 36
Профсоюзная ул., д. 56
5-я Кожуховская ул., д. 10
Кантемировская ул., д. 6, к. 1
Шоссейная ул.,д. 29 к. 1
Колодезный переулок д.3
Просторная ул., д. 9
Дмитровское шоссе, д. 50, к. 1
Бульвар Дмитрия Донского, д. 15
Гурьянова ул., д. 73
Генерала Тюленева ул., д. 41А
Генерала Глаголева ул., д. 25, к. 1
Поляны ул., д. 57
Красного маяка ул., д. 16Б
Большие Каменщики ул., д. 21/8
Измайловский проезд, д. 7, к. 2
Резервный проезд, д. 11
Борисовская ул., д. 1
Дмитрия Ульянова ул., д. 43, к. 1
Чечерский проезд, д. 128
2-я Карачаровская ул., д. 1, стр. 1
Боровское ш., д. 43 к. 1
Родниковая ул., д. 2
Пятницкое ш, д. 27, к. 1
Внуковская Большая ул., д. 17
Коломенский проезд, д. 10
Приорова ул., д. 22
Нагатинская наб., д. 64, к. 2
Космонавта Волкова ул., д. 6А
Космодамианская наб., д. 52, стр. 5
Волочаевская ул.,д.12А, стр. 1
Дубнинская ул., д. 50
Первомайская ул., д. 42
Маршала Савицкого ул.,д. 4, к. 1
Щербаковская ул., д. 7
Саянская ул., д. 10 А
Шолохова ул., д. 19А
Яблочкова ул., д. 19-21
Тверская ул., д. 9, стр. 7, офис 12
Открытое шоссе, д. 21, к. 4
Московская ул., д. 3А
Барышевская Роща ул., д. 22, к. 1
Вертолетчиков ул., д. 9, к. 1
Авиамоторная ул., д 23
800 летия Москвы ул., д. 22, к.1
Перовская ул., д. 31
Шверника ул., д. 13, к. 1
Цюрупы ул., д. 28
Мира пр-кт, д. 102, к. 2
Октябрьский пр-кт, д. 17Б
Бескудниковский б., д. 3
Нагатинская ул., д. 15 к. 1
Сосновая ул., 6
Шмитовский проезд, д.16, стр. 2
Дмитровское ш., д. 45, к. 2
Гончарова ул., д. 15
Дубравная ул., д. 34, стр. 29
Профсоюзная ул., д. 142, к. 1
Александры Монаховой ул., д. 99
Болотниковская ул., д. 36, к. 2
Волгоградский просп., д. 1 стр. 1
Академика Пилюгина ул., д. 26Б
Болотниковская ул., д. 52, к. 1
Лихоборские Бугры ул., д. 4, к. 1
Мельникова пр-кт, д. 37
Севастопольский пр-кт, д. 11 Е
Яблочкова ул., д. 37
Москворечье ул., д. 45, к. 1
Остафьевская ул., д. 4
3-й мкр., д. 12А
Богородский Вал ул., д. 6, к. 2
Минская ул., д. 13, к. 2
Шарикоподшипниковская ул., д. 11, стр. 7
Боровское шоссе, д. 51, стр. 1
Красная Пресня ул., д. 4
Таганская ул., д. 2
Большая Полянка ул.,д. 28, к. 1
Бутырская ул., д. 6
Большая Серпуховская ул.,д. 6/5
Череповецкая ул., д. 12
Профсоюзная ул., д. 61А
Трофимова ул., д. 35/20
Краснопрудная ул., д. 26
Некрасова ул., д. 12
Филевская М. ул., д. 13
Кусковская ул., д. 20А
Башиловская ул., д. 12
Будайская ул., д. 13
Большая Ордынка ул., д. 19, стр. 1
Кадырова ул., д. 1
Тверская ул., 25/9
Ленинградский пр-кт, д. 62А
Петровско-Разумовский проезд, д.24, к. 19
Пырьева ул., д. 16
Волжский б-р, 95 квартал, к. 7
Барклая ул., д. 12
Ленинградский просп., д. 76А
Бестужевых ул., д. 14 к.1
Мельникова ул., д. 3, к. 3
Звездный б-р, д. 21, стр. 1
Измайловский б-р., д. 38
Большая Переяславская ул., д. 10
Волжский Бульвар квартал, д. 114А, к. 1
Клязьминская ул., д. 15
Бестужевых ул., вл. 11А
Пятницкое шоссе, д. 3
Болотниковская ул., д. 30
Дмитрия Донского б-р, д. 16
Арсюкова ул., д. 5А
Балаклавский пр-кт, д.5А
Новокузнецкая ул., д. 42, стр. 5
Коптевская ул., д. 24
Авиаторов проезд, д. 2А
Адмирала Ушакова б-р, д. 1, стр. 1
Мартеновская ул., д. 16/36
Флотская ул., д. 31
2 Брестская ул., д. 37, к. 1
Пржевальского ул., д. 2
Корпус 904
Большая Семеновская ул., д. 28
Фруктовая ул., д. 8, к. 3
Маршала Жукова пр-кт, д. 53, к. 1
Челябинская ул., д. 15
Олеко Дундича ул., д. 5
Байкальская ул., д. 12
Сокольническая пл., д. 4
9-ая Чоботовская аллея, д. 1 стр.1
Большая Тульская ул., д. 2
Ярославская ул., д. 8 к. 3, офис №2
Грайвороновская ул., д. 12, к. 1
Грайвороновский 2-й пр-д, д. 42, стр. 5
Новый Арбат ул., д. 15
Свободы ул., д. 23
Судостроительная ул.,д. 59
Митинская ул., д. 17
Погонный пр., д.1, к. 11
Мичуринский пр-кт, д. 21, к.6
Сущевский Вал ул., д. 46
Хачатуряна ул., д. 7
Солнечная ул., д. 3А, стр. 1
Бакунинская ул., д. 69
2-я Филевская ул., д. 6
Кадырова ул., д. 1
Сущевский Вал ул., д. 5, стр. 1
Миклухо-Маклая ул., д. 18, к. 3
Симферопольское шоссе, д. 7
Комсомольский пр-кт, д. 18/1
Онежская ул., д. 34, к. 2
1-й Очаковский пер., д. 10
60-летия Октября пр-кт, д. 25
Черняховского ул., д. 17А
Митинская ул., д. 57
Вавилова ул., д. 3
5-я Парковая ул., д. 52
Федеративный пр-кт, д. 3
Маршала Бирюзова ул., д. 19
Беговая аллея, д. 7Б
2-ая Филевская ул., д. 14
Академика Челомея ул., д. 3, к. 2
Андропова пр-кт, д. 36
Коломенская ул., д. 7
Новочеремушкинская ул., д. 26, к. 1
Рязанский пр-кт, д. 14, к. 2
Декабристов ул., д. 10, к. 2
Заповедная ул., д. 16, к. 1
Никулинская ул., д.15, к. 1
Вернадского пр-кт, д. 15
Судостроительная ул., д. 1
Рокотова ул., д. 5
Буденного пр-кт, д. 18Б
Германа Титова ул., д. 4
1-й мкр., д. 5Ж
5-я Кожуховская ул., д. 18, к. 1
Судостроительная ул., д. 42А
Дмитрия Ульянова ул., д. 18, к. 1
Солнцевский пр-т., д. 11
Москвитина ул., д. 9, к. 2
Головинское ш., д. 5, к. 1
Черкизовская Б. ул., д. 3, к.1
Адрес:
Режим работы:
Выберите пункт самовывоза на карте
Пока еще нет отзывов.
Добавить отзыв о товаре

Ермолаев Г.Г. Е74 Морская лоция / Г. Г. Ермолаев - М.: Книга по Требованию, 2013. — 394 с.


Ермолаев Г.Г. Морская лоция: Учебник для вузов морского транспорта / 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Транспорт, 1982. — 392 с.В книге изложены вопросы, относящиеся к выбору пути морского судна и навигационному обеспечению судовож- дения; дано описание морских опасностей и средств навигационного оборудования морских путей, особое внимание уде- лено судовой коллекции морских карт, руководств и пособий для плавания, поддержанию их на уровне современности и методике использования при выборе пути судна. Значительное место занимает анализ роли морской лоции при различных условиях плавания (в открытом море, вблизи берегов, в узкостях, при различных условиях погоды и состояния моря, в морях с приливами и в ледовых условиях). Подробно рассмотрена проблема выбора оптимального пути в прибрежном плавании ивоткрытом море; особое место отведено вопросу обеспечения безопасности мореплавания.Книга предназначена в качестве учебника для учащихся судоводительской специальности высших и средних морских учебных заведений, может быть ис- пользована также судоводителями-практиками и работниками смежных с судовождением специальностей.


© Издание на русском языке, оцифровка, «Книга по Требованию», 2013 Эта книга является репринтом оригинала, который мы создали специально для Вас, ИСПОЛЬЗУЯ Запатентованные техно- логии производства репринтных книг и печати по требованию.


Сначала мы отсканировали каждую страницу оригинала этой редкой книги на профессиональном оборудовании. Затем с помощью специально разработанных программ мы произвели очистку изображения от пятен, клякс, перегибов и попытались отбелить и выровнять каждую страницу книги. К сожалению, некоторые страницы нельзя вернуть в из- начальное состояние, и если их было трудно читать в оригинале, то даже при цифровой реставрации их невозможно улучшить.


Разумеется, автоматизированная программная обработка репринтных книг - не самое лучшее решение для восстанов- ления текста в его первозданном виде, однако, наша цель — вернуть читателю точную копию книги, которой может быть несколько веков.


Поэтому мы предупреждаем о возможных Погрешностях восстановленного репринтного издания. В издании могут отсутствовать одна или несколько страниц текста, могут встретиться невыводимые пятна и кляксы, надписи на полях или подчеркивания в тексте, нечитаемые фрагменты текста или загибы страниц. Покупать или не покупать подобные издания — решать Вам, мы же делаем все возможное, чтобы редкие и ценные книги, еще недавно утраченные и несправедливо забытые, вновь Стали Доступными для всех читателей.


Настоящая книга — четвертое издание учебника «Морская лоция». С мо- мента выхода в свет третьего издания в 1975 г. в обеспечении судовождения произошли существенные изменения: утверждены новые стандарты — «Навига- ция и гидрография морские», «Картография»; появились принципиально новые технические средства навигационного оборудования морских путей; введены в действие новые международные правила предупреждения столкновений судов в море (МПИСС—72); расширяется практика использования установленных пу- тей движения судов на базе принятых Межправительственной морской кон- сультативной организацией (ИМКО) новых принципов; активизируется внед- рение унифицированных систем ограждения опасностей плавучими предосте- регательными знаками; завершается введение Мировой системы радионавига- ционных предупреждений; все большее признание и развитие получает погод- ное маршрутирование судов в океане и т. д.


Качественное изменение морского флота, комплексная автоматизация су- дов, внедрение прогрессивных методов современного судовождения — все это потребовало пересмотра комплекса вопросов навигационного обеспечения су- довождения, на что справедливо было указано в замечаниях на третье изда- ние.


Настоящее четвертое издание — новый учебник как по содержанию, так и по форме, где морская лоция впервые изложена как предмет о выборе путн судна.


Предстоящее читателю подробное знакомство с предметом морской лоции разбито в книге на семь разделов (от второго до восьмого}. Однако прежде чем перейти к изложению второго раздела, необходимо познакомиться со спе- циальной терминологией, без предварительных сведений о которой чтение основного содержания учебника будет весьма затруднительным. Вопросу та- кой специальной терминологии посвящена гл. 2.


Более двух третей земного шара покрыто водами Мирового океана, озе- рами и реками. Поэтому еще в глубокой древности вода привлекала внимание человека как один из наиболее удобных путей сообщения. Прошло много веков, прежде чем люди научились сооружать суда, способные преодолевать большие водные пространства. Первые суда были гребными, затем человек применил в качестве движителя парус; это имело огромное значение для даль- нейшего развития мореплавания, так как позволило совершать длительные пу- тешествия по воде.


Безопасность судовождения в период зарождения мореплавания требова- ла умения опознавать берега (первые морские пути в основном располагались вдоль берегов), находить безопасные для прохождения судов фарватеры по естественным береговым ориентирам. Мореплавателям нередко приходилось прибегать к помощи местных жителей, умевших ориентироваться по береговым предметам для проводки судов через доступные глубины и знавших входы в заливы и бухты. Таким образом, лоция в своем первозданном виде зароди- лась в виде лоцманского искусства. Отсюда произошло и само название дис- циплины: [0045еп — в переводе с голландского означает «проводка судна». Предания об удачных морских походах передавались из поколения в поколе- ние, подобно секретам производства булата, чудесных красок, медицинских ре- цептов и т. п. Так возникали сначала устные, а затем и письменные прообразы современных руководств для плавания — лоций.


Дальнейшее развитие морской лоции неразрывно связано с историей мо- реплавания, хотя и сама история лоции многогранна. Среди ее основных сос- тавных частей можно отметить, например, обобщение результатов географи- ческих открытий и различного рода гидрографических исследований, оборудо- вание установившихся морских путей и картирование водных участков зем- ной поверхности, составление и издание руководств и пособий для плавания, разработка методики их использования при выборе оптимального пути судна при различных условиях плавания, а также непосредственно во время плава- ния в определенной конкретной обстановке.


4 описаны соединяющиеся между собой Атлантический, Южный и Индийский океаны. Несколько позднее, в 283 г. до н. э. на о-ве Фарос (Египет) был построен один из первых в мире маяков — Александрийский, простоявший 1500 лет с лишним, непревзойденный по своим архитектурным достоинствам (рис. 1). Трехступенчатую каменную башню высотой в 147 м венчала ста- туя греческого бога моря Посейдона. На вершине башни ночью горел огонь, свет которого, отбрасываемый металлическими отражателями, был виден да- леко в море*.


С развитием науки и с получением представления о формах и размерах Земли появилась возможность изображать участки земной поверхности на плоскости. С этого времени описания стали дополнять чертежами районов плавания — прообразами современных карт.


После изобретения компаса появились более ценные пособия — портола- ны, представлявшие собой карты-лоции. Они обобщали весь практический опыт, накопленный мореплавателями в течение многих веков.


Точная дата создания первых портоланов (карт) не установлена. —Изве. стно, что морские карты являются древнейшими географическими картами в мире. В средние века, когда господствовали монастырские карты, представ- лявшие собой чудовищные измышления «отцов церкви», морские карты были единственно верными. Составленные по материалам действительных наблюде- ний мореплавателей портоланы имели высокую ло своему времени точность. Из дошедших до нас наиболее древними являются «Пизанская карта», изго- товление которой можно отнести предположительно к ХШ в., и портолан генуэзца Петра Висконти (1311 г.).


Родиной портоланов были берега Черного и Средиземного морей. Их сос- тавляли в Венеции, Генуе, Каталонии и на Болеарских островах. Портоланы чертили на пергаменте без картографической сетки; они мало отличались от планов и обычно сохраняли единый масштаб. На них давалось изображение не только земной поверхности, но и другие сведения, необходимые для море- плавания. Так, например, береговая черта наносилась с большими подробно- стями, указывалось много географических названий с выделением интерес- ных для моряков деталей. Для изображения протяженных участков моря и побережья на портоланах применялась, как правило, квадратная равнопроме- жуточная цилиндрическая проекция, часто называемая проекцией Генриха Мореплавателя. По своей точности некоторые из таких карт превосходили карты последующих столетий вплоть до начала ХУПИ в.


Значительный вклад в создание портоланов внесли славяне. Первые по- пытки изучения морей нашими предками-соотечественниками уходят в глубь веков. Находки последнего времени, славянские летописи и современные им документы греческих, римских и европейских историков полностью подтверж- дают самобытность развития и высокий по тому времени уровень мореплава- ния на Руси. По дошедшим до нас письменным источникам, древнейшая рус- ская гидрографическая работа была произведена в 1068 г., когда в Керченском проливе князь Глеб Святославович «мерил море, по леду от Тмутороканя до Крчева 14000 сажен».


Северные поморы уже в ХУ! в. обладали широким по тем временам географическим кругозором, пользовались рукописными лоциями («сказками») ни морскими картами («чертежами»), скопированными со старинных подлин- ников; имеются сведения о поморских «сказках» и «чертежах» ХУ в. Благо- даря «чертежам» и «сказкам» русских мореходов и землепроходцев западно- европейские ученые получили первые представления об очертаниях северных берегов Европы, северного и северо-восточного побережий Азни.


давших открытий и славы. Успеху предприятий в значительной степени спо- собствовали отличное снабжение экспедиций и экипировка судов, которой занимались купцы; им необходимы были выгодные торговые связи и рынки сбыта. На протяжении трех-четырех веков были открыты тысячи новых земель. Большинство экспедиций искали кратчайшие пути в Индию, о богатствах ко- торой ходили легенды. Наиболее значительными по своим историческим ре- зультатам были мореплавания венецианского купца Марко Поло в ХШ в.; генуэзца Христофора Колумба, открывшего американский материк (1492— 1493), Васко да Гама (1497—1499), обогнувшего Африку и достигшего бере- гов Индии; Америго Веспуччи, вторично достигшего берегов Америкн, и мно- гих других. В начале ХУГ в. Фернан Магеллан совершил первое кругосветное плавание (1519—1521). .


Великие географические открытия дали огромный толчок к дальнейшему развитию мореплавания и средств его обеспечения. Дальние плавания н особенно специально снаряженные экспедиции этой эпохи доставили бесцен- ные материалы по гидрографическому и гидрологическому описанию новых районов Мирового океана, их побережий, проливов, островов, эстуарий рек и т. д. На основании таких описаний составлялись уточненные морские навига- ционные пособия. Постепенно накапливался опыт мореплавания, и на его основе морская лоция постепенно превращалась в науку. Если в старину составление морских карт обычно носило характер нанесения (прокладки) на бумагу простейшими приемами данных произведенной описи, то обработка накопленных различных и многообразных материалов представляла собой уже сложный научно-технический процесс, требующий от составителей разносто- ронних знаний и умения владеть различными, выработанными практикой и разработанными теоретически приемами, а также специальными инструмен- тами.


6 Китае, где свойства магнита широко использовались в специальных хитроум- ных приспособлениях для предсказания судьбы власть имущих, но каких-либо доказательств того, что китайцы использовали его в навигационных целях, нет. К тому же в историческом плане китайцы не совершали сколь-нибудь значительных морских путешествий; им не принадлежит также ни одно из ве- ликих географических открытий. Вопрос, кто (и где) первым использовал маг- нитный компас для навигационных целей, остается открытым.


Известно, что магнитный компас начали применять в Европе в начале ХПИ в. в виде намагниченной иглы, укрепленной на поплавке из пробки, ко- торая плавала в сосуде с водой. «Первопроходцами» здесь были, по-видимо- му, итальянцы. Так, . например, арабские мореплаватели называли его итальянским именем. Примерно тем же временем датируются свидетельства о первых применениях магнитного компаса в Китае. В начале ХУГ в. на такую магнитную стрелку стали накладывать (по примеру китайцев) картушку. Не- сколько позднее стрелку стали водружать на шпильку, помещая всю систему в специальный сосуд (505с1о — коробка). В ХУ в европейцы узнали о существовании магнитного склонения, а в ХУГ в. картушку компаса стали делить не на 16, а на 32 румба; сам же компас к тому времени уже помещали в специальный ящик с кардановым подвесом и с приспособлением для пелен- гования.


В конце ХУТ в. для измерения скорости судна начали употреблять руч- ной лаг. К этому времени благодаря появлению таблиц с эфемеридами Солн- ца и планет мореплаватели умели определять широту места судна в море с помощью астрономических наблюдений. Все это привело к тому, что портола- ны постепенно вытеснялись картами с сеткой меридианов и параллелей, сос- тавлявшихся с учетом шарообразности Земли. Вплоть же до конца ХУГ в. все мореплаватели пользовались так называемыми «птоломеевыми картами», построенными в предположении, что Земля имеет плоскую поверхность. Так, к примеру, Колумб пользовался именно такими картами. В относительно не- больших широтах такие карты еще позволяли как-то связывать «концы с концами». По мере же удаления от экватора такие карты часто вводили мо- ряков в заблуждение.


В конце ХУ в. взамен рукописных начали выпускать печатные карты (1477 г.), на которых применили первые условные гидрографические знаки. В 1483 г. появилось первое серьезное навигационное пособие французского гид- рографа Гариа под названием «Большой путеводитель, лоцманское искусство и исследование морей». В этой книге были помещены сведения о фарватерах, характере дна, о пользовании компасом, лотом, приведены виды берегов, при- метных пунктов ни т. д.


В середине ХУТ в. Герард Меркатор предложил свою знаменитую карто- графическую проекцию, в которой все меридианы были представлены парал- лельными друг другу. прямыми, перпендикулярными, в свою очередь, другой группе прямых и параллельных между собой линий, представляющих изобра- жение на проекции географических параллелей. Такое построение карты да- вало возможность мореплавателям использовать методы плоской тригономет- рии при решении задач, в основе которых лежит тригонометрия сферическая. Такое упрощение одной из краеугольных проблем судовождения привело к тому, что проекция Меркатора и до сегодняшнего дня широко используется для составления подавляющего большинства морских карт.


В 1693 г. во Франции по материалам многочисленных экспедиций было издано навигационное пособие — «Французский Нептун». В книге были поме- щены карты морей, проливов и заливов от Норвегии до Гибралтара, включая Балтийское море.


В ХУП в. был изобретен пантограф, который значительно облегчил и ус- корил составление морских карт. К тому же времени относится появление на картах изобат, изобретение мензулы, в связи с чем усовершенствовались методы береговой инструментальной съемки и, наконец, установление своеоб- разного метода морской съемки, позволившего получать картографический ма- териал без высадки на берег — по измерениям с движущегося вдоль берега судна.


—1 Древнейшие русские карты не дошли до наших дней, но существование их бесспорно. Многие иностранные карты представляли собой копии русских карт или «чертежей», как их тогда называли. Примером может служить карта Пальмквиста, на которой изображались восточный берег Белого моря, запад- ный берег Новой Земли, прилегающая часть Баренцева моря и было дано указание, что карта является копией с русской «царской» карты. В середине ХУП в. была создана первая морская карта Каспийского моря. Существовал в России и лоцманский «вожевой» промысел, заключавшийся в проводке су- дов в сложных для плавания районах опытными моряками (лоцманами), хо- ошо знакомыми со всеми опасностями и местными условиями — плавания.


1653 г. крестьянину Архангельской губернии Н. Хабарову по царскому ука- зу было выдано официальное разрешение проводить к Архангельску и выво- дить в Белое море «торговые разных земель корабли». Лоцманский промысел возник и на других морях, омывающих берега России. Петр 1 учредил лоц- манскую службу в Финском заливе.


Производство русских морских карт, организованное на государственной основе, также было начато Петром | на рубеже ХУП-—ХУ!Ш вв. Карты пет- ровского времени, составленные по материалам гидрографических описей, ока- зались первыми подлинно географическими картами в России. Они положили конец русскому самобытному картографическому искусству и заложили науч- ные и организационные основы морской и всей отечественной картографии в целом.


В период царствования Петра | по материалам отечественных исследова- ний были составлены и изданы карты на Азовское и Черное моря, атлас карт на реку Дон, тридцать карт на Финский залив и карта Каспийского моря.


Так, в 1714 г. на русском языке был издан атлас морских карт под заго- ловком «Книга размерная градусных карт Остзее или Варяжского моря», к которому были приложены три частные карты входов в шхеры с моря у Тверминне, Барезунда и Гангута. Этот атлас, обслуживающий русский флот в эпоху Петра [, дважды переиздавался (в 1720 и 1723 г.).


По работам русских гидрографов А. Бекович-Черкасского, А. И. Кожина и других в 1715 г. была составлена новая карта Каспийского моря.


Последующее развитие лоции связано с изданием литературы, —опи- сывающей моря или их части и дающей всякого рода путеводные материалы. В первую очередь начали издаваться «Лоции» или «Руководства для плавания».


В 1721 г. в Петербурге по распоряжению Петра [{ впервые была напечата- на «Книга морская, зело потребная, явно показующая правдивое мореплава- ние на Балтийском море и пр.». Это была первая краткая лоция Балтийского моря. Она выдержала три издания. В 1726 г. были изданы одна генеральная и 24 частные карты Финского залива. В 1796 г. известный русский гидрограф вице-адмирал Ф. И. Соймонов издал «Морской светильник», содержащий кар- ты Восточного, или Варяжского моря, с описаниями, приложенными к каж- дой карте.


Развитие науки о безопасном плавании судов параллельно с обогащени- ем различного рода навигационными пособиями сопровождалось применением различных средств навигационного оборудования морских путей.


На берегах Западной Европы маяки строились уже в средние века. Мно- гие маяки, построенные в ХУП—ХУПГ вв., до сих пор несут службу: Эдди- стонский (Англия), Кордуан (Франция) и др. На — побережье о-ва Хиумаа Эстонской ССР действует маяк Кыпу, построенный в 1513 г. Первый маяк на побережье Америки был сооружен в 1715 г. у входа в гавань Бостон.


В России первые маяки были установлены в 1702 г. в устье р. Дон. К концу ХУШ в. в России было установлено 25 маяков на побережье Балтий- ского моря и один — на побережье Каспийского.


В 1801 г. руководство маячной службой было поручено известному гидро- графу Л. В. Спафарьеву, который, находясь на этом посту 30 лет, интенсивно развивал строительство береговых средств обеспечения безопасности плавания. К концу ХХ в. на побережье России было воздвигнуто уже 165 маяков*.


* В настоящее время на побережье СССР действуют около 400 маяков. Во второй половине ХУП и первой половине ХУПТ вв. Россия дала бо- гатейшие материалы по описанию морских путей (походы Семена Дежнева н организованные Петром Т знаменитые Камчатские экспедиции).


других.


С 1739 г. начались постоянные исследовательские работы на Балтийском море, особенно в Финском заливе и в финляндских шхерах, под руковод- ством гидрографа А. Нагаева (1704—1780 гг.). В 1756 г. было выпущено пер- вое издание атласа А. Нагаева. Ко всем картам ученый составил подробную лоцию в трех частях. Первоначально она поступала на суда в рукописном виде, а затем в 1789 г. была отпечатана. Атлас А. Нагаева переиздавался трижды. Атлас и лоция, составленные им, прослужили русским мореплавателям более полувека.


Со второй половины ХУШ в. для обоснования съемки начал применяться метод триангуляции. В это время крупные исследования Балтийского моря про- водились вице-адмиралом Г. А. Сарычевым, который, используя в работе более совершенные инструменты и методы, исправил атлас А. Нагаева, а в 1809 г. издал новый.


Систематическая съемка берегов Балтийского моря на базе триангуля- ции началась в 1828 г., а была завершена в 1860 г.


В дальнейшем русские гидрографы и мореплаватели внесли неоценимый вклад в изучение, картографирование и навигационное оборудование морей. В ХУПГ и начале ХХ вв. были открыты и положены на карты берега Аляски и многие острова Тихого океана, произведена съемка берегов Северного Ледо- витого океана, открыта Антарктида и снята часть антарктических островов.


В 1803г. Г. А. Сарычев ввел в русскую гидрографию задачу Потенота. В сороковых годах ХХ в. Моисеев конструктивно усовершенствовал протрак- тор. В 1835 г. Сиденснер применил способ — обследования по квадратам. В 1839 г. Беллинсгаузен предложил определять расстояния по воде по изме- ренной секстаном угловой высоте рангоута.


До настоящего времени сохранили ценность труды М. Ф. Рейнике. В 1826 г. экспедиция под его руководством исследовала Кольский залив и за- падную часть Мурмана от острова Кильдина до Норвегии. Были составлены карта и лоция этого побережья и прилегающих морей. С 1827 г. по 1832 г. М. Ф. Рейнике проводил работы на Белом море; под его руководством были составлены атлас и лоция Белого моря и Лапландского побережья.


В середине ХХ в. русский гидрограф Тебеньков подготовил и издал ат- лас из 39 карт, который охватывал северо-западное побережье Северной Амери- ки, Алеутских островов и некоторые районы северной части Тихого океана. К атласу были приложены «Гидрографические замечания». Пособие Тебень- кова служило судоводителям десятки лет.


В середине второй четверти ХХ в. были изданы весьма подробные мор- ские карты на Балтийское, Черное, Азовское и Каспийское моря.


С 1865 г. по почину адмирала Г. И. Бутакова стали пользоваться гидрогра- фическим тралом. В 1875 г. В. Томсон предложил свой механический лот с гидростатическим глубиномером.


9 ли вычислены гармонические постоянные и начато издание Ежегодника при- ЛИвОВ.


В результате многолетней работы русских ученых и моряков по обобщению существующих руководств для плавания в 1899г. вышло в свет «Руководство для плавания из Кронштадта во Владивосток и обратно». Это руководство было одной из самых обширных когда-либо изданных маршрутных лоций. В своем обращении к русским мореплавателям составители Руководства писа- ли о том, что мореплаватели, пользуясь трудами своих предшественников, обя- заны внести свой вклад в общую сокровищницу науки.


Обобщение многовековой деятельности мореплавателей в области — изуче- ния морей и океанов непосредственно во время плаваний, а также тщательное изучение этого бесценного наследия давали богатейшие результаты: появля- лись все новые и все более совершенные карты, руководства и пособия, об- легчавшние работу моряков, делавшие плавание более безопасным.


Развитие судовождения параллельно с обогащением различного рода на- вигационными пособиями сопровождалось вводом в строй все более совершен- ных средств навигационного оборудования морских путей.


После 1917 г. советская гидрография сделала большой шаг вперед. Твор- чески опираясь на опыт и лучшие традиции дореволюционной Гидрографичес- кой службы, советская гидрография получила болышие возможности для ус- пешной деятельности. В 1924 г. началась разработка первого советского пяти- летнего плана гидрографических работ. На основе этого и последующих пла- нов стали быстро расти темпы работ на отечественных морях. В начале 30-х годов ХХ в. были установлены первые отечественные радиомаяки. Объем вы- полненных советскими гидрографами работ по изучению отечественных и зару- бежных вод значительно превосходит все сделанное отечественной гидрогра- фией в дореволюционное время. В 1953 г. отечественная гидрография создала новые карты, охватывающие все европейские воды, а также Красное и час- тично Аравнйское моря, Бенгальский залив, Малаккский пролив, Японское, Желтое, Восточно-Китайское моря, Тихоокеанское побережье Северной Америкн. К 1966 г. был создан полный комплект советских руководств для плавания на Мировой океан, а к 1975 г. завершилось создание мировой коллекции навига- ционных морских карт, не уступающей лучшим иностранным коллекциям.


В послевоенное время все большее значение начало приобретать изучение Мирового океана. Для изучения гидрологических и метеорологических режи- мов всех океанов регулярно организуются экспедиции на специально предназ- наченных и соответствующим образом оборудованных судах. В 1974 г. вышел из печати первый том Атласа океанов — уникального научного труда о Миро- вом океане.


10 воляют не только значительно повысить эффективность работы морского тран- спорта, они же разрабатывают методы оценки эффективности плавания по рекомендованным ими морским путям.


«Коллективный труд ученых и специалистов различных профессий в таком сложном и, прямо скажем, довольно опасном деле, как рейс к суровому Се- верному полюсу, еще раз подтвердил высокие моральные и политические ка- чества советских моряков и полярников».


Совершенствуя с каждым годом методы изучения морей, применяя новей- шие технические средства, расширяя области исследования, советские море- плаватели и ученые добиваются все больших успехов. При этом темпы и ка- чество их работ неуклонно растут. Это происходит прежде всего благодаря исключительному вниманию Коммунистической партии и Советского правитель- ства к вопросам качественного навигационного обеспечения отечественного транспортного, промыслового и военного флотов. Значительна также роль ра- боты советских гидрографов по повышению точности результатов исследова- ний по изучению морей, берегов н обработки результатов.


Развитию отечественного мореплавания в немалой степени способствует серьезная постановка морского образования в СССР. На смену примитивным «водоходным школам» и «‹мореходным классам» пришли морские техникумы и специализированные учебные заведения, подготовившие большую армию кад- ров для морского флота. С 1944 г. высококвалифицированные кадры плавсо- става готовят в высших инженерных морских училищах и в мореходных учи- лищах Министерства морского флота и Министерства рыбной промышленности. Такая подготовка направлена на освоение и грамотную эксплуатацию быстро растущих отечественного транспортного и промыслового флотов.


Одна из основных задач судоводителя — провести судно из одного пункта в другой наивыгоднейшим путем, т. е. в кратчаи- щий срок, безопасно для людей, груза и самого судна.


Аварии судов нередко происходят из-за ошибок, допущенных судоводителями вследствие недостаточного знания навигационной обстановки в районе плавания, неверной ориентации судна отно- сительно грозящих ему опасностей, несвоевременного учета опас- ных внешних гидрометеорологических факторов и т. п. Поэтому при подготовке и осуществлении перехода судоводителю необхо- димо иметь отчетливое представление о взаимном расположении пунктов отхода и прихода, о навигационных и гидрографических условиях плавания в районах, через которые проходит маршрут выбранного пути, об опасностях, которые могут встретиться на пути судна, и средствах их ограждения. Необходимо знать также гидрометеорологическую обстановку на трассе на тот период вре- мени, в течение которого будет проходить плавание, ознакомить- ся с господствующими в данном районе ветрами, течениями, при- ливо-отливными явлениями, с установленными на основании мно- голетних наблюдений рекомендованными курсами; внимательно изучить и критически оценить характерные особенности всего пу- ти, его отдельных участков, фарватеров, якорных стоянок, возмож- ных пунктов для отстоя судна на время исключительно тяжелых условий плавания и т. д. Таким образом, для правильного выбора пути судна и проводки его по этому пути необходимо знать ос- новные элементы морской обстановки, т. е. навигационно-гидрогра- фические и гидрометеорологические условия, в которых — будет проходить плавание судна, а также вероятные изменения этих ус- ловий за период плавания.


123
Сравнение товаров
Ваша покупка всегда защищена
  • Гарантированная доставка
    или возврат денег
  • Деньги переводятся продавцу
    только после получения товара
  • Возврат в течение 20-ти дней
Как работает защищённая покупка
success_result