В избранное
Графическое представление информации
Цена по запросу

Графическое представление информации

14 человек интересовались этим товаром
ID:
38729589
Графическое представление информации 38729589
Бесплатная доставка
Язык:
Не выбрана характеристика
Обложка:
Не выбрана характеристика
Издательство:
Не выбрана характеристика
О товаре
Бренд:
ЁЁ Медиа
Год публикации:
2012
Число страниц:
226
Автор:
А.М. Пашутин
Все характеристики
Цена по запросу
В наличии
Доставка
Самовывоз
Мин: 1 шт.
Купить
В избранное
Чат с продавцом
Защита покупателя
Безопасная оплата
Проверенный поставщик
20 дней на возврат
Характеристики
Основные:
Бренд:
ЁЁ Медиа
Год публикации:
2012
Число страниц:
226
Автор:
А.М. Пашутин
Высота:
28
Ширина:
21
Толщина:
1.2
Вес:
617
Язык:
Русский
Обложка:
мягкая обложка
Издательство:
ЁЁ Медиа
Описание
Эта книга — репринт оригинального издания (издательство "Мир", 1971 год), созданный на основе электронной копии высокого разрешения, которую очистили и обработали вручную, сохранив структуру и орфографию оригинального издания. Редкие, забытые и малоизвестные книги, изданные с петровских времен до наших дней, вновь доступны в виде печатных книг.
Книга является оригинальным руководством по методам графического представления научно-технической информации. В ней с единой, логически согласованной точки зрения на богатом иллюстративном материале рассмотрены все основные задачи, встречающиеся в практике графического выражения научно-технических идей, даются ценные рекомендации, помогающие добиваться ясного, лаконичного и выразительного представления информации графическими средствами.Книга написана известным американским художником-графиком и отражает богатый личный опыт автора по оформлению научно-технической информации. Она явится ценным пособием для всех, кому приходится сталкиваться с проблемами графического представления информации — для графиков, иллюстраторов и художественных редакторов научно-технической книги, для инженеров и научных работников самых различных направлений, для специалистов по разработке визуальных средств отображения информации, для лекторов, преподавателей и популяризаторов научно-технических знаний.
Ваша покупка всегда защищена
  • Гарантированная доставка
    или возврат денег
  • Деньги переводятся продавцу
    только после получения товара
  • Возврат в течение 20-ти дней
Как работает защищённая покупка
Оплата
Оплата картой
Оплата банковской картой в момент заказа на SKYBUY
Наличными курьеру
Оплата курьеру транспортной компании при получении заказа
Мы принимаем к оплате:
Доставка
Транспортными компаниями
Силами поставщика
Пункты самовывоза(1)
Россия, Москва, Территория инновационного центра Сколково, Нобеля, д.1
Профсоюзная ул., д. 128, к. 3
Цандера ул., д. 1, стр. 1
Мира пр-кт, д. 211, к. 1
Отрадная ул., д. 16
Академика Волгина ул., д. 8А
Александры Монаховой ул., д. 21, стр. 1
Ангарская ул., д. 26, к. 1
Молодежная ул., д. 6
Климашкина ул., д. 1
Молодежная ул., д. 70
Земляной вал ул., д. 2
Большая Марфинская ул., д. 4, к. 4
Вильнюсская ул., д. 8, к. 2
Пятницкое ш. (Митино), д. 39
Зубовский б-р, д. 17, стр. 1
Филевский б-р, д. 39
поселение Сосенское, Скандинавский б-р, д. 4, к. 2
Бартеневская ул., д. 59
Кронштадтский б-р, д. 3А
Городская ул., вл. 6
Каширское шоссе, д. 25Б
Скаковая ул., д. 17, стр. 1
Шоссейная ул., д. 1/2, стр. 4
Седова ул., д. 5, к.1
Лазо ул., д. 8
Кантемировская ул., д. 3, к. 3
Клязьминская ул., д. 9, стр. 3
Преображенская пл., д. 8
Красносельская В. ул., д. 3 А
Веневская ул., д. 6
Адмирала Ушакова б-р, д. 5
Кастанаевская ул., д. 45, к. 2
Пырьева ул., д. 20
Летчика Грицевца ул., д. 10
Вернадского пр-кт, д. 18
Комсомольский пр-кт, д. 5/2
Солдатский пер., д. 10
Маршала Жукова пр-кт, д. 48, к. 1
Коровинское шоссе, д. 26/2
Хорошевское шоссе, д. 90
Чапаевский переулок, д.12, оф. 1
Гарибальди ул., д. 23
Митинская ул., д. 40
Победы пр-кт, д. 11, к. 2
Отрадная ул., д. 16
9-я Парковая ул., д. 62
Чонгарский б-р, д. 21
Череповецкая ул., д. 4 А
Семеновская М. ул., д. 30, стр. 6
Измайловский б., д. 43, офис 220
Теплый стан ул., вл. 27, стр. 1
Профсоюзная ул., д. 12
Останкинская 1-я ул., д. 55
Вернадского пр-кт, д. 29
Театральная аллея, д. 3, стр. 1
Новая ул., д. 9
к. 435 А.
Лобненская ул., д. 4 А
Академика Опарина ул., д. 4, к. 1
Солнечная ул., д. 3
Снежная ул., д. 16, к. 6
Маршала Малиновского ул., д. 8
Волоколамское шоссе, д. 15/22
Семеновская пл., д. 7 к. 17А
Профсоюзная ул., д. 58, к. 4
Комсомольская пл., д. 6
Старопетровский пр., д. 1, стр. 2
Константинова ул., д.16
Щербаковская ул., д. 8
Звенигородское ш., д. 4
Свободы ул., д. 32
Александры Монаховой ул., д. 88, к. 1
Багратионовский пр., д. 7, к. 1
Варшавское ш., д. 26 стр.6
Железнодорожная ул., д. 44
11 мкр., к. 1104
Барклая ул., д. 16, к. 1
Локомотивный проезд, д. 4
Петровско-Разумовский проезд., д. 2
Двинцев ул., 12 к. 1 Б
Космонавтов ул., д. 12
Шарикоподшипниковская ул., д. 11, стр. 5
Комсомольский пр-кт, д. 17, к. 1
Окская ул., д. 8, к. 2
Некрасова ул., д. 10
Локомотивный проезд, д. 29
Куликовская ул., д. 6
Каховка ул., д. 19, стр. 1
Ленинградский пр-кт., д. 2
Теплый стан ул., д. 10
Днепропетровская ул., д. 2
Пролетарский пр-кт, д. 30
Адмирала Лазарева ул., д. 62
7 Кожуховская ул., д. 9
Азовская ул., д. 24, к. 3
Дмитровское ш. (Москва), д. 98
Холодильный пер., д. 3, пом. 37А
Михалковская ул., д. 20
Снежная ул., д. 16, к.1
Икеа мкр., к. 2
Снежная ул., д. 19
Обручева ул., д. 11
Маршала Жукова пр-кт, д. 74, к. 3
3 Парковая ул., д. 41А, стр. 13
2-й Кабельный проезд, д. 1, офис 4
Покрышкина ул., д. 8, к. 3
Покрышкина ул., д. 5
Сиреневый б-р, д. 7
Вернадского пр-кт, д. 39А
Просторная ул., д. 8
Вернадского пр-кт, д. 105
Фрунзенская наб., д.30, стр. 2
Профсоюзная ул., влад. 118
Дмитрия Донского б-р, д. 8, к. 1
Шоссейная ул., д. 11
Матвеевская ул., д. 20, к. 3
Туристская ул., д. 17
26 Бакинских комиссаров ул., д. 12, к. 2
Заводская ул., д. 1Б
Чертановская ул., д. 7А
Краснопрудная ул., д. 15
Митинская ул., д. 39
Кировоградская ул., д. 9 к. 1
Доброслободская ул., д. 21
Большая Серпуховская ул., д. 44
Кировоградская ул., д. 9, к. 1
Адмирала Руднева ул., д. 2
Пролетарский пр-кт, д. 14/49, к. 3
Молостовых ул., д. 1Д
Скобелевская ул., д. 1, к. 1
4-ая Магистральная ул., д. 5, стр. 1
Криворожская ул., д. 29, к. 2
Академика Миллионщикова ул., д. 13, к. 1
Центральная ул., д. 8Б
Игарский проезд, д. 11
Сиреневый б-р, д. 1, к. 5
Рудневка ул., д. 5
Русанова проезд, д. 17
Филевский б-р, д. 10
Щелковское шоссе, д. 26 Б
Кронштадский б-р, д. 47
Авиаторов ул., д. 18
Овчинниковский Б. пер., д. 16
Огородный проезд, д. 10
Чечерский проезд, д. 51
дер. Картмазово , д. 7
Ивана Сусанина ул., д. 4 к. 1
Солнечногорская ул., д. 7, к. 1
Костякова ул., д. 15
Бунинская аллея, д. 7
Донелайтиса проезд, д. 23
к. 706
Озерная ул., д. 29
Очаковское шоссе, д. 23
Расковой ул., д. 26/29
Дмитриевского ул., д. 21
Старокачаловская ул., д. 5
Люблинская ул., д. 4, к. 1А
Рязанский пр-кт, д. 28, стр. 1
Девичьего Поля проезд, д. 2
Бескудниковский б-р, д. 15, к. 1
Открытое шоссе, д. 2, к. 12
Малая Ботаническая ул., д. 24 A, стр. 1
Профсоюзная ул., д. 109 пав. 010
Сокольническая пл., д. 4 А
1 мкр., д. 22Б
Остафьевская ул., д. 4
Люблинская ул., д. 27/2
Солнечногорская ул., д. 23, стр. 1
Свободный пр-кт, д. 20 а
Федосьино ул., д. 10
Киевское шоссе, дв4, стр.2, к. А
3-я Парковая ул., вл. 24
Комсомольская пл., д. 6
Волгоградский просп., д. 32, к. 1
1-ая Вольская ул., д. 1
Открытое шоссе, д. 17, стр. 13
Рублевское шоссе, д. 91, к. 1
Таганская ул., д. 1, стр. 1
Ярцевская ул., д. 25 А
Веневская ул., д. 4
Керченская ул., д. 1Б
Мытная ул., д. 48
Литовский б., д. 22
Бабушкина Летчика ул., д. 7
Зои и Александра Космодемьянских ул., д. 11/15, стр. 1А
Москворечье ул., д. 14
Саморы Машела ул., ,д. 2А
Василисы Кожиной ул., д. 10
Михалковская ул., д. 4
Рогожский поселок ул., д. 5
Профсоюзная ул., д. 140
Зеленодольская ул., д. 30
Большая Филевская ул., д. 3
Гурьянова ул., д. 2а
Юрловский проезд, д. 13
Бачуринская ул., д. 17
Седова ул., д. 13А
Нагатинская ул, д. 13, к. 1
Селигерская ул., д. 18, к.3
Большая Филевская ул., д. 41, к. 1
Мира пр-кт, д. 11
Тепличная ул., д. 7Б
Вильнюсская ул., д. 1
50 лет Октября ул., д. 11
Главмосстроя ул., д. 5
Олимпийская деревня ул., д.4, к. 2, офис 21
Якорная ул., д. 7
к.617А
Николо Хованская ул.. д. 28
Пятницкое шоссе, д. 14
Зеленая горка ул., д. 1А
Зеленодольская ул., д. 10/14
Лихоборские Бугры ул., д. 6
Свободный пр-кт, д. 21/2, стр. 1
Энтузиастов шоссе, д. 80, к. 1
Верещагина пл., д. 1
к. 1109
Нововатутинский пр-кт, д. 10
Летчика Ульянина ул., д. 5
Мастеркова ул., д. 6
Алтуфьевское шоссе, д. 24, к. 1
Миклухо-Маклая ул., д. 18, к. 3
Чертановская ул., д. 32, стр. 1
Маршала Рокоссовского б-р, д. 31
Кржижановского ул., д. 27
Красная Пресня ул., д. 23, стр. 1А
Острякова ул., д. 5
Николо-Хованская ул., д. 28, стр. 5
Соболевский проезд, д. 22, стр. 1
7 Парковая ул., д. 15, к. 2
Тараса Шевченко наб., д. 23 А
Рязанский пр-кт., д. 2, к. 2
Открытое ш., д. 9
Новоясеневский пр-кт, д. 1
Тульская Б. ул., д. 13
Головинское шоссе, д. 5, к.1
Адмирала Лазарева ул., д. 2
Театральный проезд, д. 5, стр 1
Сходненская ул., д. 25
Народная ул., д. 4
1 Квесисская ул., д. 18
Лучников пер., д. 4, стр. 2, офис 16
Декабристов ул., 15Б
Профсоюзная ул., д. 102
Инициативная ул., д. 11
Поляны ул., д. 8
Волгоградский пр-кт, д. 42, к. 23
Коломенская ул., д. 23, к. 2
Учинская ул., д. 1
Дмитровское шоссе, д. 122Г, к.1, подъезд 6
Золоторожский Вал ул., д. 42
Ломоносовский пр-кт, д. 23
Яблочкова ул., д. 21А
Старокачаловская ул., д. 1Б
Сущевский Вал ул., д. 46
Дмитровское шоссе, д. 107А
Рабочий поселок Киевский, д. 18 Б
Миклухо-Маклая ул., д. 36А
Профсоюзная ул., д. 126, к. 3
Ухтомского Ополчения ул., д. 1
Академика Анохина ул., д. 2, к. 1 Б
Маршала Жукова пр-кт, д. 27
Перовская ул., д. 61 А
Маршала Жукова пр-кт, д. 1, стр. 1
Дмитровское шоссе, д. 74
Митинская ул., д. 36
Дмитрия Донского б-р, д. 1
Золоторожский Вал ул., д. 38, стр. 1
Профсоюзная ул., д. 3, офис 117
Маросейка ул., д. 8
Старокачаловская ул., д. 5А
Чонгарский б-р, д. 10, к. 1
Тимирязевская ул., д. 11, к. 1
Бутлерова ул., д. 24
Псковская ул., д.5
Дегунинская ул., д. 10, стр. 2
Вавилова ул., д. 66
Шолохова ул., д. 18
Ангарская ул., д. 17
Южнобутовская ул., д. 81
Днепропетровская ул., д. 3, к. 1
Профсоюзная ул., д. 109, пав. 255
8 Марта ул., д. 9
Семеновская Б. ул., д. 16
Малый Конюшковский пер., д. 2
к. 1215
Куликовская ул., д. 9
Тишинская пл., д. 1
Маршала Бирюзова ул., д. 32
Профсоюзная ул., д. 104
Профсоюзная ул., д. 19
Рождественка ул., д. 6/9/20
Рудневка ул.(Кожухово), д. 19
Адмирала Макарова ул., д. 6, стр. 13
Барклая ул., вл. 10
1-й Микрорайон, д. 36А
3-я Гражданская ул., д. 17
Стасовой ул., д.10А
Южнобутовская ул., д. 58
Академика Анохина ул., д. 6, к. 1
Ивовая ул., д. 6, стр. 2
Оружейный пер., д. 41
Тимирязевская ул., д. 2/3
Рязанский пр-кт, д. 12
9-я Северная Линия ул., д. 3А
Русаковская ул., д. 28 с.1Б
Ленинский пр-кт, д. 101
Ленинский пр-кт, д. 148
Алтуфьевское шоссе, д. 8
Академическая пл., д. 3
Яблочкова ул., д. 21 А
1 Карачаровская ул., д. 8, стр. 1
Полтавская ул., д. 35
Бескудниковский б-р, д. 6, к. 4
Льва Толстого ул., д. 16
Балаклавский пр-кт, д. 48, к. 1
Шолохова ул., д. 4
Льва Толстого ул., д. 23, к. 1
Нагатинская ул., д. 16
Краснобогатырская ул., д. 9
Свободы ул., д. 29
Раменки ул., д. 16
Дмитриевского ул., д. 10
Малая Сухаревская пл., д. 12
Маршала Тухачевского ул., д. 55
Клязьминская ул., д. 9 к. 2
Южнобутовская ул., д. 117
Расковой ул., д. 14
Кантемировская ул., д. 5, к. 5
Криворожская ул., д. 1
Солнечная ул., д. 3А, стр. 1
поселение Мосрентген, д. 31
Волжский б-р, д. 7
Новоясеневский пр-кт, д. 2А, стр. 1
Сущевский Вал ул., д. 5/20, пав. Т-1
Балаклавский пр-кт, д. 5
Юности ул., д. 9
Мира пр-кт, д. 92, стр. 1
Городская ул., д. 24
Большая Октябрьская ул., д. 9
Дмитровское шоссе, д. 73, стр. 1
Мичуринский пр-кт, д. 21, стр. 6
Пятницкий пер., д. 2
Ленинградское шоссе, д. 25
Хабарова ул., д. 2
Новостроевская ул., д. 6
Кантемировская ул., д. 18, к. 5, стр. 2
Вернадского пр-кт, д. 51, стр. 1
Шаболовка ул., д. 10, к.1
Туристская ул., д. 13, к. 2
Маленковская ул., д. 30
Лобачевского ул., д.98, к.1
Свободный пр-кт, д. 33
Завода Серп и Молот проезд, д.10
Рублевское шоссе, д. 52А
Пролетарский пр-т, д. 20, к. 2
3-й Павелецкий проед, д. 4
Абрамцевская ул., д. 9
Дмитровское ш. (Москва), д. 89
Новорязанская ул., д. 26, стр. 1
Алабяна ул., д. 10, к. 1
Кожевническая ул., д. 7, стр. 1
Озерная ул., д. 42
Автозаводская ул., д. 23, с. 931, к. 2
Солнцевский пр-кт, д. 5
Лухмановская ул., д. 6
Профсоюзная ул., д. 64/66
Измайловский б., 43
Зои и Александра Космодемьянских ул., д. 4, к. 1
Гурьянова ул., д. 55А
1 мкр., д. 35
2-й Донской проезд, д. 10
Зеленый пр-кт, д. 3А, стр. 1
Богданова ул., д. 10
Трофимова ул., д. 36, к.1
Святоозерская ул., д. 2
Солнечная аллея, к. 900
Производственная ул., д. 12, к. 2
9-я Парковая ул., д. 59, к. 3
Новокузнецкая ул., д. 13, стр. 1
Новикова-Прибоя наб., д. 6, к. 4
Ратная ул., д. 8А
2-я Владимирская ул., д. 19
Варшавское шоссе, д. 39, офис 421
Нагатинская ул., д. 34
Никитинская ул., д. 17, к. 1
Вильнюсская ул., д. 5
Архитектора Власова ул., д. 43
Амундсена ул., д. 1, к. 1
Кронштадтский б-р, д. 30Б
Пятницкое шоссе, д. 29
Ангарская ул., д. 67
Балаклавский пр-кт, д. 16А
Краснопрудная ул., д. 13
Хромова ул., д. 7/1, к.1
Чонгарский б-р, л. 16, к. 1
Мира пр-кт, д. 188Б, к. 2
Веерная ул., д. 22, к. 2
Профсоюзная ул., д. 118, к. 1
50 лет Октября ул., д. 7
Адмирала Ушакова б-р, д. 11
Якушкина проезд, д. 10
Маршала Жукова пр-кт, д. 27
Кронштадский б-р, д. 15, к. 1
Радужная ул., д. 16, стр. 2
Киевское шоссе, 22-й км, д. 6, стр. 1
к. 607
Мичуринский просп., вл. 27
Азовская ул., д. 25, к. 1
1-я Аэропортовская ул., д. 6
Берзарина ул., д. 23, к. 2
Шоссейная ул., д. 33
Судостроительная ул., д. 39
Профсоюзная ул., д. 98, к. 1
СНТ Зеленая Зона, д. 97
мкр. В, д. 42
Боровское шоссе, д. 6
Андропова пр-кт, д. 22
Минская ул., д. 14А
Милашенкова ул., д. 8
Большая Дорогомиловская ул., д. 8
Северное Чертаново мкр., 1А, к. 1
Столярный пер., д. 3, к. 6
Рождественская ул., д. 31
Васильевская ул., д. 7
Бауманская ул., д. 58
Просторная ул., д. 11
Боровское шоссе, 28-й км, вл. 2, стр. 1
Софьи Ковалевской ул., д. 1
Новочеремушкинская ул., д. 58
Бескудниковский б-р, д. 40, к. 1
Семеновская пл., д. 7
Гончарова ул., д. 15
Литовский б-р, д. 48
Знаменские садки ул., д. 5
Нагатинский б-р, д. 6А
Егерская ул., д. 1
Зеленый пр-кт, д. 24, офис 33
Нагорный б-р, д. 4, к. 1
Микрорайон В ул., д. 57
Магнитогорская ул., д. 2
Касаткина ул., д. 8
Академика Варги ул., д. 36
Старобитцевская ул.,д. 15, к. 3
Дзержинского ул., д. 2А
Асеева ул., д. 3
2-я Синичкина ул., д. 9А, стр. 3
Родники ул., д. 8
Солнцевский пр-кт, д. 5
Открытое шоссе, вл. 9
Александры Монаховой ул., д.94, к.2
Академика Королева ул., д. 13 стр. 1
Кантемировская ул., д. 17, к. 1
Паустовского ул., д. 6, корп. 1
Варшавское ш., д. 97
Болотниковская ул., д. 11, к.1
Профсоюзная ул., д. 118
Генерала Тюленева ул., д. 25, к.1
Маршала Бирюзова ул., д. 32
Рудневка ул., д. 19
Волгоградский пр-кт, д. 1, стр.1
2-й Стрелецкий проезд, д. 10
Дмитровское ш, д. 45, к. 2
Русаковская ул., д. 28
Новотушинский проезд, д. 8, к. 1
Дмитрия Донского б-р, д. 9, к. 1
Академика Анохина ул., д. 26, к. 5
Новочеремушкинская ул., д. 10, стр. 1
Красноказарменная ул., д. 23
Александры Монаховой ул., д. 88, к. 1
Профсоюзная ул., д. 102А
Сиреневый б-р, д. 7
Федора Полетаева ул., д. 11, вл. 1
Чонгарский б-р, д. 7
Раменки ул., д. 3
Красная Пресня ул., д. 28, стр. 2
Снежная ул., д. 27
д. Яковлевское,вл. 122, стр. 1
Соболевский проезд, д. 22, стр. 1
Боровая ул., д. 16
6-я Кожуховская ул., д. 15
д. 18Б
Ивана Сусанина ул., д. 4, к. 1
Рабочая ул., д. 13
Пролетарский пр-кт, д. 14/49, к. 3
Нагатинский б-р, д. 6А
Адмирала Лазарева ул., д. 24
Зеленый пр-кт, д. 83, стр. 2
Старо-Петровско-Разумовский проезд, д. 1/23, стр. 2
Кржижановского ул., д. 31, стр. 3
Ленинский пр-кт, д. 54
Озерная ул., д. 35
Андропова пр-кт, д. 36
Вернадского пр-кт, д. 86 Б
Василия Петушкова ул., д. 11
Авиаконструктора Сухого ул., д. 2, к. 1
Пятницкое шоссе, д. 3
Чертаново Северное мкр, д. 1а, к. 1
Школьная ул., д. 1А
Огородный проезд ,д. 10
Шверника ул., д. 8/1, к. 1
Севанская ул., д. 15, к.1
Симферопольское шоссе, д. 5Д
Производственная ул., д. 12, к. 2
Летниковская ул., д. 10, стр. 2
Снежная ул., д. 25
Милашенкова ул., д. 4, стр. 7
Теплый стан ул., д. 10
Бутырская ул., д. 97
Пролетарский пр-кт, д. 23
Авиамоторная ул., д. 41Б
Васильцовский стан ул., д. 10, к. 1
Рязановское шоссе, д. 13
Базовая ул., д. 2
к. 406
Первомайская ул., д. 121
Рязанский пр-кт, д. 32, к. 3
1-й Стрелецкий проезд, д. 3Б
Южнобутовская ул., д. 97
Комсомольская пл., д. 2
Бескудниковский б-р, д. 12
Радужная ул., д. 2
Боровское шоссе, д. 27, пав. 26
Митинская ул., д. 39
Измайловское шоссе, д. 69Д
Академика Понтрягина ул., д. 21
Рублевское шоссе, д.52А
Дубравная ул., д. 34/29
Ленинградское шоссе, д. 52
60-летия Октября пр-кт, д. 12
Летчика Ульянина ул., д. 4
Академика Бакулева ул., д. 10
Ивантеевская ул., д. 25А
Звездный б-р, д. 40
Нижегородская ул., д. 32, стр. А
Южный квартал ул., д. 7
Чонгарский б-р, д. 6
Краснобогатырская ул., д. 79
Дмитрия Ульянова ул., д. 1
Хорошевское шоссе, д. 48
Грина ул., д. 10
к. 514, стр. 3
Варшавское ш., д. 87Б
Народного ополчения ул., д. 21 к. 1
2 Вольская ул., д.22 к.1
Митинская ул., д. 25
3-я Парковая ул., д. 4
Кировоградская ул., д. 9, к. 4
Красная сосна ул., д. 2А 
Рождественская ул., д. 33
Осенний б., д. 12
Юных Ленинцев пр-кт, д. 70, стр. 1
к. 403
Знаменские садки ул., д. 5Б
Большая Пионерская ул., д. 4
Поселение Внуковское, Андрея Тарковского б-р., д. 1
Кавказкий б-р, д. 41, к. 1
Шаболовка ул., д. 34 стр. 2
З. А. Космодемьянских ул., д. 4, к. 1 В
Новослободская ул., д. 3
Ленинградский пр-кт, д. 62
Бауманская ул., д. 32
Уральская ул., д. 1А
Линии Октябрьской железной дороги ул., д. 2, стр. 2
Тимура Фрунзе ул., д. 11, стр. 13
Клязьминская ул., д. 32
Дубнинская ул., д.15, к.1
Профсоюзная ул., д. 4А
Митинская ул., д. 51
Киевское шоссе, 23 км, д. 1
Университетский пркт, д. 23, к. 1
Малая Пироговская ул., д. 8
Ясногорская ул., д. 7А
Изюмская ул., д. 39, стр. 1
Абрамцевская ул., д. 9, к. 1
Мастеркова ул., д. 8
Вернадского пр-кт, д. 41
Москворечье ул., д. 31, к. 2
Красного Маяка ул., д. 16А
Тульская Б. ул., д. 2
Береговой проезд, д. 5А, к. 6
Комсомольский пр-кт, д. 30
Щелковское шоссе, д. 9
Открытое ш., д. 5А
Бориса Галушкина ул., д. 14, к. 1
Чертаново Северное ул., д. 4, к. 408А
Федосьино ул., д. 12
Василисы Кожиной ул., д. 1
Обручева ул., д. 45
Варшавское шоссе, д. 7, к. 1
3-й Павелецкий проезд, д. 7, к. 4
Шаболовка ул., д. 59
2-й Хорошевский пр-зд., д. 7, стр. 50
Дмитровское шоссе, д. 165Е, к. 5
Дежнева проезд, д. 23
Большая Марфинская ул., д. 4, к. 3
Покровская ул., д. 20
Малая Юшуньская ул., д. 3
Авиамоторная ул., д. 22/12
Зворыкина ул., д. 1, к. 1
Поварская ул., д. 8/1, к. 1
Ткацкая ул., д. 49
Мичуринский пр-кт, (Олимпийская деревня), д. 3, к. 1
Академика Комарова ул., д. 9
Электродная ул., д. 2, стр. 32
Симферопольский бульвар, д. 11
3-я Владимирская ул., д. 24
Ленинградский пр-кт, д. 13, стр. 1А
Каргопольская ул., д. 11, к. 1
Пятницкое шоссе, д. 8
Щербаковская ул., д. 53, к. 1
Гагарина пр-кт, д. 13
Декабристов ул., д. 27 пом. 511
Татьянин Парк ул., д. 17, к. 1
Каховка ул., д. 14, к. 3
Маршала Жукова пр-кт, д. 4
Шверника ул., д. 13, к. 1
Маршала Рокосcовского б-р, д. 30
Главмосстроя ул., д. 18
Тимирязевская ул., д. 2/3
Академическая пл., д.5
Буденного пр-кт, д.53, стр. 2
Зеленый пр-кт, д. 79А
Красного маяка ул., д. 10
Наташи Ковшовой ул., д. 8А
Новоясеневский пр-кт, д. 9
Молостовых ул., д. 3, к. А
Олимпийский пр-кт, д. 26, стр. 1
Федеративный пр-кт, д. 15, к. 1
Велозаводская ул., д. 13 стр. 1
Красного Маяка ул., д. 15А, стр. 1
Коломенская ул., д. 17
Академика Королева ул., д. 3
Челябинская ул., д. 15
Лукинская ул., д. 8
2 Владимирская ул., д. 52, к. 2
Балтийская ул., д. 4
Перовская ул., д. 66, к.1
Удальцова ул., д. 89, к. 3
Рублевское шоссе, д. 16, к. 3
9 Парковая ул., вл.61 А, стр.1
Новогиреевская ул., д. 54
Маршала Рокоссовского б-р, д. 39/22
Куликовская ул., д. 9
Знаменские садки ул., д. 7А, стр. 1
Маршала Бирюзова ул., д. 14
Трофимова ул., д. 4
Лобненская ул., д. 5
800-летия Москвы ул., д. 11, к. 6
Звенигородское шоссе, д. 4, пав. А-11
Тверской б-р, д. 20, стр. 4
Фридриха Энгельса ул., д. 23, стр. 4
Новодмитровская Б. ул., д. 36/9
Яна Райниса б-р, д. 14, к. 1
Мастеркова ул., д. 6
Ярославская ул., д. 21
Тверская ул., д. 9
Дмитрия Донского б-р, д. 16
Центральный пр-кт, к. 438
микрорайон Северное Чертаново, к. 208
Андропова пр-кт., д. 38
Пролетарский пр-кт, д. 25
Крылатская ул., д. 33, к. 3
Часовая ул., д. 13
Затонная ул., д. 11, к. 2А
Ленинградское шоссе, д. 8, к. 2
Ходынский б-р, д. 4
3 Институтская ул., д. 12
Матвеевская ул., д. 2
Вернадского пр-кт, д. 105
Рязанский пр-кт, д. 24, к. 2
Бакунинская ул., д. 69, стр. 1
Смольная ул., д. 7
Хачатуряна ул., д. 7
Кастанаевская ул, д. 42, к. 2
Боровское шоссе, д. 36
Профсоюзная ул., д. 56
5-я Кожуховская ул., д. 10
Кантемировская ул., д. 6, к. 1
Шоссейная ул.,д. 29 к. 1
Колодезный переулок д.3
Просторная ул., д. 9
Дмитровское шоссе, д. 50, к. 1
Бульвар Дмитрия Донского, д. 15
Гурьянова ул., д. 73
Генерала Тюленева ул., д. 41А
Генерала Глаголева ул., д. 25, к. 1
Поляны ул., д. 57
Красного маяка ул., д. 16Б
Большие Каменщики ул., д. 21/8
Измайловский проезд, д. 7, к. 2
Резервный проезд, д. 11
Борисовская ул., д. 1
Дмитрия Ульянова ул., д. 43, к. 1
Чечерский проезд, д. 128
2-я Карачаровская ул., д. 1, стр. 1
Боровское ш., д. 43 к. 1
Родниковая ул., д. 2
Пятницкое ш, д. 27, к. 1
Внуковская Большая ул., д. 17
Коломенский проезд, д. 10
Приорова ул., д. 22
Нагатинская наб., д. 64, к. 2
Космонавта Волкова ул., д. 6А
Космодамианская наб., д. 52, стр. 5
Волочаевская ул.,д.12А, стр. 1
Дубнинская ул., д. 50
Первомайская ул., д. 42
Маршала Савицкого ул.,д. 4, к. 1
Щербаковская ул., д. 7
Саянская ул., д. 10 А
Шолохова ул., д. 19А
Яблочкова ул., д. 19-21
Тверская ул., д. 9, стр. 7, офис 12
Открытое шоссе, д. 21, к. 4
Московская ул., д. 3А
Барышевская Роща ул., д. 22, к. 1
Вертолетчиков ул., д. 9, к. 1
Авиамоторная ул., д 23
800 летия Москвы ул., д. 22, к.1
Перовская ул., д. 31
Шверника ул., д. 13, к. 1
Цюрупы ул., д. 28
Мира пр-кт, д. 102, к. 2
Октябрьский пр-кт, д. 17Б
Бескудниковский б., д. 3
Нагатинская ул., д. 15 к. 1
Сосновая ул., 6
Шмитовский проезд, д.16, стр. 2
Дмитровское ш., д. 45, к. 2
Гончарова ул., д. 15
Дубравная ул., д. 34, стр. 29
Профсоюзная ул., д. 142, к. 1
Александры Монаховой ул., д. 99
Болотниковская ул., д. 36, к. 2
Волгоградский просп., д. 1 стр. 1
Академика Пилюгина ул., д. 26Б
Болотниковская ул., д. 52, к. 1
Лихоборские Бугры ул., д. 4, к. 1
Мельникова пр-кт, д. 37
Севастопольский пр-кт, д. 11 Е
Яблочкова ул., д. 37
Москворечье ул., д. 45, к. 1
Остафьевская ул., д. 4
3-й мкр., д. 12А
Богородский Вал ул., д. 6, к. 2
Минская ул., д. 13, к. 2
Шарикоподшипниковская ул., д. 11, стр. 7
Боровское шоссе, д. 51, стр. 1
Красная Пресня ул., д. 4
Таганская ул., д. 2
Большая Полянка ул.,д. 28, к. 1
Бутырская ул., д. 6
Большая Серпуховская ул.,д. 6/5
Череповецкая ул., д. 12
Профсоюзная ул., д. 61А
Трофимова ул., д. 35/20
Краснопрудная ул., д. 26
Некрасова ул., д. 12
Филевская М. ул., д. 13
Кусковская ул., д. 20А
Башиловская ул., д. 12
Будайская ул., д. 13
Большая Ордынка ул., д. 19, стр. 1
Кадырова ул., д. 1
Тверская ул., 25/9
Ленинградский пр-кт, д. 62А
Петровско-Разумовский проезд, д.24, к. 19
Пырьева ул., д. 16
Волжский б-р, 95 квартал, к. 7
Барклая ул., д. 12
Ленинградский просп., д. 76А
Бестужевых ул., д. 14 к.1
Мельникова ул., д. 3, к. 3
Звездный б-р, д. 21, стр. 1
Измайловский б-р., д. 38
Большая Переяславская ул., д. 10
Волжский Бульвар квартал, д. 114А, к. 1
Клязьминская ул., д. 15
Бестужевых ул., вл. 11А
Пятницкое шоссе, д. 3
Болотниковская ул., д. 30
Дмитрия Донского б-р, д. 16
Арсюкова ул., д. 5А
Балаклавский пр-кт, д.5А
Новокузнецкая ул., д. 42, стр. 5
Коптевская ул., д. 24
Авиаторов проезд, д. 2А
Адмирала Ушакова б-р, д. 1, стр. 1
Мартеновская ул., д. 16/36
Флотская ул., д. 31
2 Брестская ул., д. 37, к. 1
Пржевальского ул., д. 2
Корпус 904
Большая Семеновская ул., д. 28
Фруктовая ул., д. 8, к. 3
Маршала Жукова пр-кт, д. 53, к. 1
Челябинская ул., д. 15
Олеко Дундича ул., д. 5
Байкальская ул., д. 12
Сокольническая пл., д. 4
9-ая Чоботовская аллея, д. 1 стр.1
Большая Тульская ул., д. 2
Ярославская ул., д. 8 к. 3, офис №2
Грайвороновская ул., д. 12, к. 1
Грайвороновский 2-й пр-д, д. 42, стр. 5
Новый Арбат ул., д. 15
Свободы ул., д. 23
Судостроительная ул.,д. 59
Митинская ул., д. 17
Погонный пр., д.1, к. 11
Мичуринский пр-кт, д. 21, к.6
Сущевский Вал ул., д. 46
Хачатуряна ул., д. 7
Солнечная ул., д. 3А, стр. 1
Бакунинская ул., д. 69
2-я Филевская ул., д. 6
Кадырова ул., д. 1
Сущевский Вал ул., д. 5, стр. 1
Миклухо-Маклая ул., д. 18, к. 3
Симферопольское шоссе, д. 7
Комсомольский пр-кт, д. 18/1
Онежская ул., д. 34, к. 2
1-й Очаковский пер., д. 10
60-летия Октября пр-кт, д. 25
Черняховского ул., д. 17А
Митинская ул., д. 57
Вавилова ул., д. 3
5-я Парковая ул., д. 52
Федеративный пр-кт, д. 3
Маршала Бирюзова ул., д. 19
Беговая аллея, д. 7Б
2-ая Филевская ул., д. 14
Академика Челомея ул., д. 3, к. 2
Андропова пр-кт, д. 36
Коломенская ул., д. 7
Новочеремушкинская ул., д. 26, к. 1
Рязанский пр-кт, д. 14, к. 2
Декабристов ул., д. 10, к. 2
Заповедная ул., д. 16, к. 1
Никулинская ул., д.15, к. 1
Вернадского пр-кт, д. 15
Судостроительная ул., д. 1
Рокотова ул., д. 5
Буденного пр-кт, д. 18Б
Германа Титова ул., д. 4
1-й мкр., д. 5Ж
5-я Кожуховская ул., д. 18, к. 1
Судостроительная ул., д. 42А
Дмитрия Ульянова ул., д. 18, к. 1
Солнцевский пр-т., д. 11
Москвитина ул., д. 9, к. 2
Головинское ш., д. 5, к. 1
Черкизовская Б. ул., д. 3, к.1
Адрес:
Режим работы:
Выберите пункт самовывоза на карте
Пока еще нет отзывов.
Добавить отзыв о товаре

ББК 32.81 У11 У. Боумен УП Графическое представление информации / У. Боумен - М.: Книга по Требованию, 2013. — 226 с.


Книга является оригинальным руководством по методам графического представления научно-технической информации. В ней с единой, логически согласованной точки зрения на богатом иллюстративном материале рассмотрены все основные задачи, встречающиеся в практике графического выражения научно-технических идей, даются ценные рекомендации, по- могающие добиваться ясного, лаконичного и выразительного представления информации графическими средствами.Книга написана известным американским художником-графиком и отражает богатый личный опыт автора по оформлению научно- технической информации. Она явится ценным пособием для всех, кому приходится сталкиваться с проблемами графиче- ского представления информации — для графиков, иллюстраторов и художественных редакторов научно-технической книги, для инженеров и научных работников самых различных направлений, для специалистов по разработке визуальных средств отображения информации, для лекторов, преподавателей и популяризаторов научно-технических знаний.


© Издание на русском языке, оцифровка, «Книга по Требованию», 2013 Эта книга является репринтом оригинала, который мы создали специально для Вас, ИСПОЛЬЗУЯ Запатентованные техно- логии производства репринтных книг и печати по требованию.


Сначала мы отсканировали каждую страницу оригинала этой редкой книги на профессиональном оборудовании. Затем с помощью специально разработанных программ мы произвели очистку изображения от пятен, клякс, перегибов и попытались отбелить и выровнять каждую страницу книги. К сожалению, некоторые страницы нельзя вернуть в из- начальное состояние, и если их было трудно читать в оригинале, то даже при цифровой реставрации их невозможно улучшить.


Разумеется, автоматизированная программная обработка репринтных книг - не самое лучшее решение для восстанов- ления текста в его первозданном виде, однако, наша цель — вернуть читателю точную копию книги, которой может быть несколько веков.


Поэтому мы предупреждаем о возможных Погрешностях восстановленного репринтного издания. В издании могут отсутствовать одна или несколько страниц текста, могут встретиться невыводимые пятна и кляксы, надписи на полях или подчеркивания в тексте, нечитаемые фрагменты текста или загибы страниц. Покупать или не покупать подобные издания — решать Вам, мы же делаем все возможное, чтобы редкие и ценные книги, еще недавно утраченные и несправедливо забытые, вновь Стали Доступными для всех читателей.


Поток научно-технической инфор- мации нарастает лавинообразно. Как сделать, чтобы ученые и работники промышленности могли выловить из этого потока максимум полезных для себя сведений, постоянно были в курсе достижений в своей области, чтобы усилия, затраченные на добы- вание знаний использовались обще- ством с наибольшим эффектом? В век научно-технической революции этот вопрос имеет первостепенное значение. Многое делается для соз- дания систем автоматизированного сбора и обработки производственно- технологической информации; сред- ства автоматизированного поиска на- чинают применяться и в научно-тех- нической библиографии. Электрон- но-вычислительная машина за не- сколько секунд отыскивает и выдает десятки и сотни наименований книг и журналов по интересующей чело- века проблеме. Но сколько времени нужно, чтобы хотя бы просмотреть эти тысячи страниц, заполненные ровным типографским шрифтом? Из- редка встречаются люди, владеющие приемами — скорочтения. — Впрочем, всерьез о проблеме обучения ско- рочтению говорят пока в основном популярные издания, так что в обо- зримые сроки это завидное умение, видимо, останется достоянием оди- ночек.


Однако существует форма пред- ставления информации наглядная, броская, понятная всем с детства. Такой формой является графика.


В научно-технической литературе хорошая графика встречается, к со- жалению, еще слишком редко. Оп- ределенное исключение составляет техника централизованного контроля и управления, где графические сред- ства отображения информации нашли весьма широкое применение. Очень часто функционально-оперативные или технологические схемы сложных объектов в энергетике, химии, ме- таллургии изображают на панелях операторских и диспетчерских пунк- тов управления в виде мнемосхем. К широкому применению графики в области централизованного управле- ния привело усложнение технологи- ческих схем объектов и повышение требований к точности, скорости и надежности восприятия, запоминания и переработки информации челове- ком-оператором.


5 Однако намного чаще информа- ция отображается без использования эффективных графических средств. Существуют технические тексты, ко- торые недостаточно схватывать в це- лом, бегло, а необходимо запоминать очень точно, чтобы затем в практи- ческой работе неукоснительно ру- ководствоваться ими. Это, например, различные инструкции по эксплуата- ции, ремонту, наладке оборудова- ния. Занимают такие инструкции не- редко многие объемистые тома: сотни пунктов подробно описывают, что и в какой последовательности не- обходимо осматривать, переключать и т. д. Запоминать эту «нехудожест- венную прозу» очень нелегко, а время обучения операторов обходит- ся очень дорого — простаивает или недодает продукцию технологиче- ское оборудование. А уж если опера- тор забыл указания инструкции, не смог быстро найти нужное место в толстом томе и допустил по этой причине ошибки, потери бывают ко- лоссальные.


В одном из недавних исследова- ний выполненных во Всесоюзном научно-исследовательском институте технической эстетики, инженерно- психологическими методами было проведено экспериментальное срав- нение скорости обучения и эффек- тивности (с точки зрения скорости, точности и надежности) работы опе- раторов сложных радиотехнических комплексов при двух различных спо- собах представления им информации. В одном случае операторы пользо- вались традиционными текстовыми инструкциями, в другом тексты были заменены графическими схемами, отображавшими основной оператив- ный смысл инструкций по предло- женному нами командно-информа- ционному принципу непосредственно в виде графических символов алго- ритмов действий. Применение гра- фического способа представления информации дало в этих экспери- ментах значительные — результаты: длительность обучения сократилась примерно вдвое, время принятия и реализации решений уменьшилось в среднем на 30%, а число оши- бок — на 15%.


образного и визуального !) мышления. Эти работы могут служить убеди- тельным подтверждением основной мысли автора данной книги о том, что хорошая иллюстрация во многих случаях стоит тысячи слов.


Значение визуальных, в том числе графических, образов особенно ве- лико для людей с преобладающим наглядно-образным типом мышле- ния. А. Эйнштейн в письме Ж. Ада- мару 2) говорил о себе, что слова в их письменной или устной форме не играют значительной роли в его ме- ханизме мышления, основные эле- менты мысли для него — это опре- деленные знаки и образы. Искусство- вед и психолог Р. Арнхейм 3) утверж- дает, что никакую информацию э предмете не удастся непосредствен- но передать читателю, если не пред- ставить этот предмет в разборчивой форме, в виде грамотно построен- ных чертежей и рисунков. Причем Арнхейм — противопоставлял такую визуализированную форму не толь- ко длинным словесным описаниям, но и часто невнятным, безразличным к смыслу исходной идеи фотогра- фиям.


Овладение техникой визуализации научно-технической информации, умение представить ее в виде яс- ного и простого рисунка имеют большое значение и для ученого, го- товящего отчет, пишущего книгу или диссертацию, и для инженера, от- стаивающего свои оригинальные тех- нические идеи. Нет смысла в этом плане особо говорить об иллюстра- торах и художественных редакторах изданий, о специалистах по научно- технической информации — для них графический язык должен стать важ- нейшим профессиональным инстру- ментом.


1) См. Зинченко В., Ретанова Е., К проблеме визуального мышления, Техниче- ская эстетика, № 7 (1969), а также Зинчен- ко В. П., Вергилес Н. Ю., Формирование зрительного образа, Изд-во МГУ, 1969.


2) Адамар Ж., Исследование психологии процесса изобретения в областы математики, изд-во «Сов. радио», 1970.


[опаоп, З+и дю \У!з1а, 1965.


6 ретно демонстрируются — способы графического выражения научно-тех- нических идей. При этом автор не рассчитывает на то, что читатель по- желает стать профессиональным гра- фиком; в отличие от традиционных учебников рисования он не предла- гает загруженному своей работой читателю поупражняться в длитель- ном рисовании гигсовых торсов и натюрмортов, в овладении сложными и эффектными видами графической техники. Автор пользуется в каче- стве примеров объектами и зада- чами, взятыми непосредственно из практики научно-технической инфор- мации. Он неоднократно подчерки- вает, что от научно-технической гра- фики требуется прежде всего не эстетическое воздействие, а ясность передаваемой идеи, и постоянно на- поминает о том, что смысл научно- технического рисунка намного важ- нее способа его воспроизведения.


От читателя, являющегося специа- листом в определенной области, по- требуется некоторая снисходитель- ность к авторскому тексту. Необхо- димо помнить, что автор книги — ху- дожник, который, не владея в пол- ной мере научной терминологией, отваживается все же говорить о спе- циальных, пусть и простейших, вопро- сах из многих областей научной и технической информации. Боумен не ищет при этом славы или признания (это известный художник, работы ко- торого выставлены в Нью-Йоркском музее современного искусства), а лишь стремится помочь читателю по- стигнуть тайны графического языка. Впрочем, неточности авторских фор- мулировок вполне компенсируются хорошей, общепснятной графикой, являющейся основным информаци- онным материалом книги. К тому же автор приложил значительные уси- лия для сведения вводимых им не- строгих терминов в определенную систему, придающую всей книге еди- ный целостный характер.


элементах. Необходимо отметить, что в большинстве приведенных в книге рисунков явно чувствуется использо- вание основных приемов художест- венно-графической композиции, хо- тя 0б этих последних автор совер- шенно умалчивает, ограничиваясь лишь изложением логики соответ- ствующих построений.


Название книги, на наш взгляд, нуждается в комментариях и уточ- нении, ибо трудно ожидать, чтобы одна книга могла охватить огромный круг тем, связанных с графическими средствами коммуникации, — от до- рожных знаков до панорамного ра- диолокатора и мнемосхемы энер- гетической системы. При создании соответствующих средств коммуника- ции возникает масса вопросов, ко- торые никак нельзя свести только к способам их графического пред- ставления, например вопросы, свя- занные с методами системотехниче- ского анализа отображаемых объек- тов и их роли в соответствующих ви- дах человеческой деятельности. Речь в книге идет о структуре, компонов- ке и отдельных элементах печатных и рисованных графических научно- технических документов; графиков, отражающих результаты эксперимен- тов, архитектурных эскизов, диа- грамм, общих видов изделий, объем- ных моделей, планировок и т. п. Однако, с другой стороны, знаком- ство с материалом книги может при- нести пользу и специалистам, рабо- тающим в других областях техниче- ской графики, в том числе зани- мающимся проектированием мнемо- схем. В этом смысле расширительное название книги имеет определенное основание.


Читателя может несколько насто- рожить полное отсутствие в книге каких бы то ни было библиографи- ческих ссылок. Думается, что в этом отразилось, с одной стороны, жела- ние автора наискорейшим образом сообщить читателю знания из далекой для него области, в которой он вряд ли будет специализироваться и изу- чать обширную литературу. С дру- гой стороны, возможнес, сказалось то, что автор, как художник, склонен преувеличивать оригинальность сво- его литературного замысла и наме- кает на отсутствие прямой предысто- рии излагаемого им вопроса. Ре- зультат получился несколько противо- речивый: в книге довольно часто простые, общеизвестные истины тол- куются необычно и нестрого, у мно- гих это могло бы вызвать раздраже- ние (мы, однако, уже просили о сни- сходительности к авторскому тексту: его язык — графика!), зато некото- рые найдут здесь любопытные нюан- сы, особенно в классификации чисто утилитарных графических задач и средств.


Приходится сожалеть об отсутст- вии в книге ссылок на литературу, особенно если учесть, что научно- техническая графика стоит в длин- ном ряду информационных средств, применительно к которым разрабо- таны определенные эргономические требования, и учет этих требований важен для обеспечения оптимальных условий восприятия информации (на- пример, плакатов по теме диссерта- ции или проекта на их защите в большой аудитории). В этой части можно рекомендовать, например, «Справочник по инженерной психо- логии для инженеров и художников- конструкторов» (авторы У. Вудсон и Д. Коновер, изд-во «Мир», 1968 г.), содержащий кроме обширных ин- женерно-психологических и эргоно- мических рекомендаций, также мно- гочисленные ссылки на советскую и зарубежную литературу по эргоно- мике и инженерной психологии.


нованность компоновки и цветового решения графического информаци- онного объекта играет первостепен- ную роль, но сама по себе она еще не обеспечивает его высоких эстети- ческих качеств. Для этого необходи- мо прежде всего применение специ- альных художественно-композицион- ных средств !). Учитывая полное от- сутствие в книге сведений о таких средствах, необходимо коротко на них остановиться.


Набор средств, которыми распола- гает художник (или автор научно- технического материала) при созда- нии графических информационных средств, чрезвычайно обширен. Мно- гие из них могут быть заимствовань почти в неизменном виде из других областей. Так, например, по специ- фике решаемых на плоскости худо- жественно-композиционных задач графические средства представления информации близки к станковой и фундаментальной живописи, книжной графике. С другой стороны, строгая функциональная направленность и утилитарность сближают их с худо- жественным конструированием и ар- хитектурой.


рена и др.).


1) Из множества факторов, определяющих эстетический уровень графического объекта, здесь рассматривается лишь его композиция, особенно существенно влияющая на процессы восприятия информации. При этом речь ни- коим образом не идет, скажем, об усложне- нии изобразительной техники, особо тщатель- ной проработке деталей и т. п.


2) См., например, «Очерки теории архитек- турной композиции», сб. под ред. Г. А. Ге- гелло, Г. Б. Минервина и др., М., 1960.


8 для повышения эффективности опе- раций приема информации челове- ком была впервые экспериментально доказана в работах Б. Ф. Ломова, П. А. Кудина и А. А. Митькина. Вза- имовлияние функции (основного пе- редаваемого содержания), эргоно- мики и эстетики в процессе создания графического информационного средства может обеспечить дости- жение высококачественного решения.


Всю работу по созданию компози- ционного решения графического средства представления информации можно разделить на два этапа: 1) компоновку графического средст- ва и 2) художественно-композицион- ное решение графического средства.


Вообще термином «компоновка» {в смысле действия) часто обозна- чают работу, направленную на до- стижение функциональной и эргоно- мической целесообразности средства представления информации, в отли- чие от «композиции», направленной ча обеспечение высокого художест- венного уровня этого средства. В соответствии с этим термин «компо- новка» чаще применяется в технике и эргономике, а «композиция» — в искусстве и художественном конст- руировании.


В процессе компоновки на первом этапе создается как бы полуфабри- кат, набросок графического средства представления информации, который затем шлифуется и окончательно до- водится. Иногда этапы могут повто- ряться по нескольку раз, если, на- пример, должна быть отображена очень сложная информация или если работа над композиционным реше- нием выявит необходимость в изме- нении компоновки.


ское средство представления инфор- мации должно содержать лишь те элементы, которые необходимы для сообщения наблюдателю существен- ной информации, точного понимания ее значения или принятия с вероят- ностью не ниже некоторой допусти- мой величины соответствующего оп- тимального решения.


внимание на важнейшие характери- стики, если они окружены лишними, не относящимися к ним визуальными раздражителями, мешающими восп- риятию главного» (Ф. Эшфорд).


Принцип обобщения и унификации. Основные формы графического средства представления информации не следует излишне дробить, включая в них элементы, обозначающие несу- щественные с точки зрения отобра- жаемой информации детали изобра- жаемых объектов; их форма должна быть рационально обобщена. Кроме того, в пределах всего комплекса графических средств представления информации символы, обозначаю- щие одни и те же объекты или яв- ления должны быть обязательно унифицированы — иметь единое гра- фическое решение.


Принцип акцента на основных смысловых элементах. На графиче- ских средствах отображения инфор- мации следует выделять размерами, формой, цветом в первую очередь те элементы, которые наиболее су- щественны с точки зрения восприя- тия наблюдателем передаваемой на- учно-технической информации. В отдельных случаях допустимо даже нарушение пропорций между разме- рами символов и изображаемых ими реальных объектов.


ные) сообщения, следует обособить и четко отграничить от других ча- стей. Вообще разбиение сложной графической информации на отдель- ные простые изображения значи- тельно облегчает ее восприятие и понимание.


Принцип структурности. Каждая автономная часть комплекса графи- ческих средств отображения инфор- мации, занимающая в общем изло- жении некоторое центральное, узло- вое положение, должна иметь чет- кую, легко запоминающуюся и диф- ференцирующуюся от других струк- туру, отражающую характер каждо- го сообщения.


Принцип стадийности. В зависимо- сти от стадий — последовательных разделов изложения научно-техниче- ской или оперативной информации— должен выбираться состав сообще- ний, отображаемых в графической форме на отдельных графических средствах. Этот принцип основан на методах борьбы с иррелевантной (вредной, лишней в конкретном слу- чае) информацией путем простран- ственного разделения всей инфор- мации и ее последовательного вос- приятия. Для печатной графики практически неприменим метод вре- меннбго разделения информации, ре- ализуемый, в частности, в предложен- ных нами сменных мнемосхемах !).


Принцип использования привычных ассоциаций и стереотипов. При соз- дании графических средств пред- ставления научно-технической инфор- мации должны учитываться устойчи- вые, привычные ассоциации между символами и обозначаемыми ими объектами и язлениями, а также сте- реотипные реакции на определенные символы и сигналы. Вообще, где это возможно, желательно применять не абстрактные условные знаки, а сим- волы, привычно ассоциирующиеся с соответствующими объектами и яв- лениями.


1) См. Венда В. Ф., Средства отобра- жения информации, изд-во «Энергия», 1969.


объектов в пределах всего комплек- са графических средств представле- ния информации.


После предварительной компонов- ки графического средства следует его — художественно-композиционная отработка.


Поскольку художественная компо- зиция является завершающим этапом создания графического информаци- онного средства, в результате работ этого этапа получается окончатель- ное решение, которое должно со- ответствовать всем — требованиям, предъявляемым к средствам пред- ставления информации: —функцио- нальным (научно-техническим), эрго- номическим, эстетическим.


Этот довод уже сам по себе отвер- гает всякую возможность отрыва этапа художественной композиции от этапа компоновки. Нельзя представ- лять себе дело таким образом, что инженеры и эргономисты к какому- то времени уже заканчивают свою работу и к работе над графическими информационными средствами при- ступает художник, призванный «эсте- тизировать» компоновку. Продолжа- ется все та же комплексная работа, в которой учитываются все требова- ния, но центр тяжести всей совокуп- ности многочисленных и разнообраз- ных вопросов перемещается в сто- рону художественно-композиционных проблем. Решение их никак не дол- жно осуществляться за счет ухуд- шения функционально-смысловых и эргономических показателей. Напро- тив, при правильной работе эти по- следние могут и, как правияо, дол- жны быть повышены на последнем этапе. Результирующая графика дол- жна быть технически и функциональ- но совершензой, способной правиль- но организовывать внимание чита- теля или оператора, и в то же время быть художественно выразительной.


В каждом конкретном случае в за- висимости от специфики создавае- мых графических средств представ- ления информации, их тиража, мас- штаба и сложности отображаемых научно-технических проблем, кон- тингента читателей, социально-исто- рических факторов и т. д. художест- венная выразительность может трак- товаться и оцениваться по-разному.


10 Мнемосхема диспетчерского пунк- та объединенной системы, графиче- ская инструкция по эксплуатации ра- диокомплекса или выставочный про- спект строятся, исходя из совершен- но различных требований к их ком- позиции, определяемых масштабом изображенных объектов, ответствен- ностью представляемой информации и многими другими факторами.


Тем не менее можно указать ряд композиционных закономерностей и приемов, которые в целом остаются незыблемыми, составляя основу ком- позиции самых различных графиче- ских средств представления научно- технической и оперативной инфор- мации.


решение должно быть цельным, гар- моничным. Для достижения этих ка- честв композиции применяются уже упоминавшиеся ранее специальные средства гармонизации — симметрия и асимметрия, метр и ритм, контраст и нюанс, масштаб, согласование ча- сти и целого, акцент (ударение), про- порции, — подробно разработанные в теории архитектурной композиции и сазличных видов изобразительно- го искусства. Задача заключается в их приспособлении к специфике рас- сматриваемой области — композиции графических средств представления научно-технической информации.


Композиционная завязка состоит в определении целого и его основных частей, состаглении «иерархии» ча- стей и деталей по их важности для организации восприятия читателя, выборе главного и вспомогательных композиционных центров.


символов достигается в этом случае почти автоматически. Однако, если элементы в левой и правой частях композиции одинаковы, но нет четко выраженной оси симметрии, равнове- сие не достигается, а все построение приобретает визуальную — аморф- ность. Попутно заметим, что ось (или средний член) горизонтального ряда одинаковых предметов, расположен- ных на равных расстояниях, переста- ет фиксироваться наблюдателем, ес- ли число предметов превышает семь, т. е. человек уже не может, взглянув на предметы, сразу пере- считать их !). В этом случае необхо- димо разбивать предметы на группы (см. дальше о ритме).


Задача поиска равновесия сущест- венно сложнее в случае асимметрии.


быть достигнута за счет зрительного уравновешивания неодинаковых по структуре, форме и размерам ча- стей по отношению к четко выра- женной оси или композиционному центру.


Равновесие асимметричных графи- ческих композиций иногда достигает- ся концентрическим расположением элементов вокруг единого центра. При этом диаметры окружностей могут находиться в ритмическом со- отношении, например соответствовать членам геометрической прогрессии.


') Особое значение числа семь в процес- сах восприятия информации человеком было установлено американским психологом Дж. Миллером. Число 7 — 2 двоичных единиц информации было названо им «магическим». (См. Миллер Дж. А., Магическое число семь, плюс или минус два, сб. «Инженерная психология», — изд-во «Прогресс», 1964). рых должно быть по возможности минимальным.


дающих в целом ломаную линию, аппроксимирующую данную кривую.


От вопросов равновесия симмет- ричных и асимметричных компози- ций перейдем к следующим прие- мам гармонизации — метру и ритму.


В процессе создания графических средств представления научно-техни- ческой информации нередко возни- кает задача размещения большого числа сходных по форме элемен- тов — точек, линий, более сложных символов. Необходимо выбрать оп- ределенную закономерность в раз- мещении повторяющихся элементов, которая объединяла бы их в единый ансамбль.


В теории композиции известно два вида закономерной повторности эле- ментов — метрическая и ритмиче- ская. Метрическая повторность, или метр, основана на равномерном че- редовании одного или нескольких элементов. При большом числе гра- фических элементов метр приводит к монотонии, затрудняет обнаруже- ние одного или нескольких требуе- мых элементов, информация о ко- торых необходима в данный момент наблюдателю.


ческое построение осуществляется легче, если число элементов в ряду нечетно.


Ритм, как правило, может быть охарактеризован количественно, но далеко не всегда это условие необ- ходимо. Важно, чтобы ритм был чет- ко ощутим зрительно. Причем ощу- щение ритма может быть создано не только особым размещением и фор- мой элементов, но, и, скажем, зако- номерными свето-цветовыми соотно- шениями.


Ритм могут создавать линии, имею- щие одинаковый угол наклона (в том числе горизонтальные и вертикаль- ные), четкие группы мнемознаков, концентрические круги, если эти эле- менты чередуются через одинаковые или закономерно изменяющиеся ин- тервалы.


Завершенность ритмического строя элементов зависит от того, как «остановлен ритм», т. е. как выпол- нены концы ряда. Ряд нельзя обры- вать случайным образом, как нель- зя обрывать музыкальную фразу в любом месте. Отличие заключается в том, что если музыкальная фраза читается всегда в одном направле- нии, то ряд элементов графического средства представления информации может восприниматься начиная как с левого, так и с правого конца (хо- тя, как известно, в силу навыка чте- ния рисунки также чаще всего чита- ются слева направо).


В общем виде ритмический ряд должен быть завершен и слева и справа. Для этого могут использо- ваться следующие приемы: 1) увели- чение интервалов перед крайними группами элементов (крайними «так- тами»); 2) усиление акцентов на центральных группах с применением вспомогательных средств (размеров, надписей, цвета и т. д.); 3) включе- ние в крайние группы инородных элементов; 4) объединение крайних элементов в группы не развитого нового ритмического ряда, гармони- чески согласующегося с основным.


12 замкнутый, автономный зрительный объект или как один из элементов какого-то комплекса.


В случае если графическое сред- ство отображает полную, закончен- ную информацию об объекте или явлении, то его четкая зрительная ограниченность вполне оправданна, поскольку это позволяет сосредото- чить внимание наблюдателя на дан- ном сообщении. Напротив, если ка- кое-либо информационное графиче- ское средство является лишь одним из нескольких информационных эле- ментов, данные от которых должны суммироваться или использоваться наблюдателем поочередно, то ком- позиция такого графического сред- ства (в особенности его периферия и обрамление) должна позволять наблюдателю зрительно легко пере- ходить от него к другим информа- ционным элементам и вновь возвра- щаться к нему, постоянно ощущать связь данного элемента и отобража- емого на нем объекта или явления с другими информационными эле- ментами и соответствующими им объектами и явлениями.


Важными композиционными фак- торами являются контраст и нюанс. В теории композиции под контра- стом, или контрастным отношением, принято понимать резко выражен- ные различия между однородными свойствами элементов (размер, цвет, освещенность, характер расположе- ния, фактура материалов и т. д.). Соответственно под нюансом, или нюансным отношением, понимаются незначительные различия между од- нородными свойствами.


В большинстве случаев необходи- мая степень различия между свой- ствами элементов графических средств представления информации может быть определена на основе функционального анализа назначения отдельных информационных элемен- тов, их роли в процессе зрительного восприятия наблюдателем информа- ции. Однако далеко не всегда функ- циональное обоснование нюанса и контраста достаточно для достиже- ния соответствующего эстетического эффекта, необходимо же оно всегда.


Во-первых, нюанс и контраст толь- ко тогда усиливают эстетические ка- чества изображения, его выразитель- ность, когда они не противоречат другим композиционным приемам, примененным при создании инфор- мационного средства, а усиливают и дополняют их. Например, цветовой контраст между фоном и обозначе- ниями основных объектов помогает подчеркнуть роль последних как композиционных центров.


Во-вторых, нюанс и контраст могут служить самостоятельными средства- ми функциональной характеристики элементов графического информа- ционного средства. Например, раз- личные величины цветового контраста между фоном и объектами или за- мена его нюансом могут использо- ваться для обозначения степени важ- ности отдельных объектов.


В-третьих, нюанс и контраст могут переходить друг в друга, придавая изображению динамичность.


Далее, контраст и нюанс, как пра- вило, одновременно оба присутству- ют в композиционном решении, по- скольку один из этих приемов под- черкивается и усиливается вторым, придавая особую выразительность композиции в целом.


В определенных случаях контраст между двумя графическими элемен- тами может быть заменен цепью элементов или их состояний, в кото- рой каждая пара соседних элемен- тов или последовательных состояний находится в нюансном отношении, а крайние эпементы —в исходном контрастном. Примером этого может служить распространенный способ уменьшения цветового — контраста между двумя пятнами путем разме- щения между ними одного или не- скольких других пятен, окрашенных в промежуточные цвета.


долгом особо обратить на них вни- мание читателей, тем более что ав- тор в своих пояснениях пользуется оригинальной терминологией, опира- ющейся не на эргономические поня- тия, а на аналогию между графиче- ской и словесной формами передачи информации.


Книга Боумена представляет инте- рес для очень широкого круга спе- Циалистов: инженера и чертежника, выпускающих проект; аспиранта, оформляющего диссертацию; лекто- ра, готовящегося к выступлению пе- ред аудиторией; педагога, раз- рабатывающего наглядные учеб- ные пособия; научного работника, подготавливающего отчет. Что каса- ется технических редакторов изда- тельств и художников — книжных графиков, то для них эта тема чисто профессиональная, и думается, что книга во многом поможет им в их повседневной работе. Можно с уверенностью сказать, что все, кто так или иначе связаны в своей дея- тельности с проблемами графическо- го представления информации, но, возможно, еще не вполне осознали важности четкого и ясного графиче- ского изложения идей проблемы экономии бумаги и времени читате- лей с помощью удачных рисунков и схем, увидев эту книгу и хоть на миг заглянув в нее, непременно захотят поближе ознакомиться с ней и из- влекут из этого большую пользу.


1234
Сравнение товаров
Ваша покупка всегда защищена
  • Гарантированная доставка
    или возврат денег
  • Деньги переводятся продавцу
    только после получения товара
  • Возврат в течение 20-ти дней
Как работает защищённая покупка
success_result